Мэрия Москвы согласовала митинги, посвященные 25-летию путча ГКЧП. Они состоятся 20 и 22 августа, сообщил "Интерфаксу" руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров. Проходят акции, посвященные событиям, произошедшим четверть века назад, и 19 августа.
В течение последних дней о том, что же все-таки произошло в августе 1991-го, и как к этому относиться спустя четверть века, немало интервью дали ценные свидетели тех времен, которые занимали тогда посты на политическом олимпе.
Кто-то называет виновным в том, что произошло дальше, первого президента СССР Горбачева, кто-то — первого президента России Ельцина, кто-то считает, что "не додавили" члены ГКЧП.
А лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что виноваты и Ельцин, и Горбачев. Есть и такое мнение, что за ГКЧП мог стоять сам "незаконно отрешенный" от власти Михаил Горбачев.
В частности, Николай Рыжков, который в 1985-1991 годах был председателем Совета Министров СССР, в эфире "России 24" признался: он до сих пор не уверен, что за ГКЧП не стоял Горбачев.
Впрочем, большинство все-таки сходится во мнении, что непосредственно в 1991-м году сохранить СССР было уже практически невозможно: "лечить" его надо было начинать раньше, чтобы не доводить до "метастаз".
Разумеется, вспоминают о ГКЧП и развале Союза и простые люди. Прежде всего, те, кому сейчас за 50. Хотя, судя по результатам недавнего опроса Sputnik.Мнения, ностальгируют по СССР и люди помоложе — те, кому сейчас от 30-ти. Таких в девяти из 11-ти стран оказалось большинство.
Любопытную подборку мини-интервью с представителями советской интеллигенции 1990-х от 45 лет и старше составило РИА Новости. Общий лейтмотив ответов: "Мы не знали, куда шли".
Опьяненные переменами, воздухом свободы, открывшимися границами и "Макдональдсами", уже через несколько месяцев многие поняли: не все так радужно, как представлялось в те революционные дни.
И даже возможность ездить по разным странам и сто сортов колбасы не заменят того ощущения стабильности, уверенности в завтрашнем дне, которую при всех его минусах давал людям СССР.
Вот только несколько цитат.
"До перестройки была какая-то абсолютная уверенность в своем будущем, в будущем близких. После – этой уверенности не было никогда: ни на час, ни на минуту", — говорит 55-летняя экономист Наталья Короткова.
"Виноваты все мы: кто-то равнодушием, кто-то умышленным обманом. Мы хотели сто сортов колбасы, которые Ельцин увидел в Америке, а теперь я понимаю, что мне вообще эта колбаса и не нужна", — признался 57-летний химик Евгений Д., закончивший Российский химико-технологический университет имени Менделеева, а после перестройки долгие годы работавший охранником.
А 55-летний инженер Анатолий Филиппенко вспоминает, как его родственник работал на секретном заводе по ремонту ракет и рассказывал: когда приезжала комиссия с американцами, им открывали все секреты и технологии, и нельзя было даже слова против сказать.
"Мы действительно, как дети, поверили в эту западную сказку. А все оказалось гораздо жестче", — резюмирует он.
Эти цитаты, пожалуй, достаточно ярко иллюстрируют мнение, которое высказал историк разведки Геннадий Соколов в интервью, которое публикует сайт "Комсомольская правда".
Он считает, что Горбачев сделал для ЦРУ больше, чем шпионы.
"Было то, что я бы назвал эпидемией западничества. Это с нашей стороны. А с их — хитрая игра в своих геополитических интересах", — поясняет свою мысль Соколов.
По его словам, это была игра, на которую повелись советские вожди. "И стали подыгрывать, забыв о собственных национальных интересах", — считает историк.