Американцы ничему не учатся. Такой вывод можно сделать из истории терактов 11 сентября 2001 года. Унесшие жизни почти трех тысяч человек террористические атаки должны были убедить Вашинтон отказаться от стратегии использования исламских боевиков в своих интересах. Но этого не произошло, отмечают опрошенные агентством Sputnik эксперты.
40% американцев сейчас считают, что у террористов стало больше возможностей организовать теракт, чем было в сентябре 2001 года. Этот показатель стал рекордным за последние 14 лет, отмечают социологи New Research Center.
Предтечей теракта 11 сентября, когда террористы "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" захватили несколько пассажирских самолетов, направив их в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона, стала политика США, взятая на вооружение в 1980-е годы. Так считает американский аналитик сербского происхождения Срджа Трифкович, сообщает РИА Новости.
"После входа советских войск в Афганистан советник Джимми Картера Збигнев Бжезинский решил, что США должны использовать стратегию снабжения оружием джихадистов в Афганистане", — поясняет Трифкович.
Так США пытались создать проблемы для Советского Союза. Но также, считает Трифкович, Вашингтон выпустил джинна из бутылки, превратив джихад в мировое явление.
Другой важнейший фактор, повлиявший на рост терроризма, — вторжение США в Ирак в 2003 году. Оно стало следствием терактов 11 сентября. Иракская война, считает Трифкович, дала повод к возникновению целого ряда джихадистских группировок, в том числе запрещенного в России террористического "Исламского государства".
Невозможно одной рукой бороться с исламистами, а другой использовать их, как орудие политики, отмечает американский эксперт. И 11 сентября было одним из тревожных звоночков об этом.
"С 9/11 масштаб, интенсивность и серьезность террористической угрозы возросли. Сейчас мы живем в эпоху растущего в геометрической прогрессии конфликта, — считает автор книги "Внутри Аль-Каиды" Рохан Гунаратна. — Террористическая угроза возросла многократно из-за вторжения США в Афганистан, Ирак, Ливию, Египет, Йемен и Сирию. Вместо одной "Аль-Каиды" мир столкнулся с несколькими. "Исламское государство" (запрещена в РФ) — худшее их проявление".
Збигнев Бжезинский в своей книге "Великая шахматная доска: главенство Америки и ее геостратегические императивы" излагал мнение о том, что США не должны позволить ни одной стране стать доминирующей силой в Евразии. Прежде всего Бжезинский имел в виду сдерживании СССР в Центральной Азии.
По мнению Срджа Трифковича, заявления кандидата в президенты США Хиллари Клинтон о намерении продолжить борьбу с терроризмом заставляют опасаться, что Вашингтон продолжит придерживаться прежней стратегии. Клинтон рассчитывает на большее вмешательство США в Сирии, которое является прикрытием для вторжения в эту арабскую страну для смены режима Башара Асада.
"У нее нет никакой цельной антитеррористической стратегии", — говорит о Клинтон эксперт.
Мешает предотвращению терактов и возникший из-за этого вмешательства миграционный кризис. С ним все сложнее справляться службам безопасности стран мира.
Рохан Гунаратна для уменьшения возрастающей экстремистской и террористической угрозы предлагает создавать более крупные разведывательные службы и группы по спецоперациям.
Экс-министр иностранных дел России Игорь Иванов побывал в США через неделю после терактов. Он поделился своими впечатлениями об этом.
"Подъезжая к Нью-Йорку со стороны Нью-Джерси, мы увидели ужасающую картину: в центре полыхало зарево, как от плавящейся лавы, в свете прожекторов на месте разбора завалов стояли два гигантских столба пыли, как призраки башен-близнецов. Картина была действительно страшная", — рассказал Игорь Иванов.