Автор: Дмитрий Киселёв
В Ираке американский предвыборный проект под названием "Быстрое взятие Мосула", похоже, рухнул вместе Хиллари Клинтон. Теперь тактика уходящей администрации США меняется. Смысл ее в том, чтобы оставить в наследство Трампу затяжную войну, поэтому Пентагон решил перебросить туда 1700 десантников из элитной 82-й воздушно-десантной дивизии. Об этом сообщают американские СМИ со ссылкой на армейские источники. Известно, что американские десантники прошли двухмесячный курс подготовки к бою в городских условиях, а также на случай применения химического оружия.
Похоже, американцы уже не верят в то, что иракским военным удастся взять Мосул и готовят план "Б" с участием своих солдат. Убитые американцы, согласно этому плану, должны разбудить в Трампе месть и желание воевать дальше.
Автор: Александр Рогаткин
Чем ближе к столице ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация), тем чаще попадаются российские залповые огнеметы "Буратино", поверженные орудия боевиков и почерневшие рекламные плакаты "Газпромнефти", которые успешно пережили двухлетнее правление всемирного халифата.
Очередной освобожденный пригород Мосула — район Годжали — мало отличается от всех остальных. Такие же разрушенные бомбежкой дома, сожженные машины и нескончаемый поток беженцев, которые все еще пытаются вырваться из окруженного города. Иногда под видом беженцев прорываются и террористы-смертники.
Старый чайник как вечный символ гонимых войной беженцев. Из всех спасенных пожитков — ослик да телега с нехитрым скарбом. "Мы – шииты, нам там не выжить, — говорят люди. — Между двух огней: с неба бомбят, на земле игиловцы в отместку режут всех, кто не правильно молится Аллаху".
Раненый боец иракской армии перерывает сумки с вещами. Работа не очень почетная, и Али страдает оттого, что не на передовой. Но под видом беженцев с белым флагом все чаще пытаются прорваться смертники.
"На блокпосту смертник переоделся женщиной, взорвал себя и 30 человек. Есть и раненые и погибшие", — рассказывает Мехди Али, боец иракской армии.
Из города бегут на осликах, на грузовичках для перевозки овец, выходят пешком. Семья Хусейна спаслась, заявив ИГИЛ (запрещенная в РФ организация): мы — сунниты.
"Моего родного брата с родственниками забрали и не вернули, значит, всех уничтожили. Мы в аду жили, когда они там властвовали. Меня несколько раз избили кнутом за то, что я курил на улице, по их шариату нельзя курить даже на улице", — вспоминает Хусейн.
Мальчиков Хусейна забирали в школы-медресе, учили военному делу, как обращаться с оружием. А потом началось наступление на Мосул.
Суннитское население Годжали тоже в панике. Иракские военнослужащие, которые в основном шииты, убеждены, что здесь все поддерживали ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), и не особо церемонятся с людьми.
"Мы не хотим никуда уходить отсюда, потому что это наши дома, но ничего у нас нет: ни питания, ни электричества. Из-за этого все вышли на улицы решать, что делать дальше", — сказал Фатхи Джасим, житель Мосула.
Потом прошел слух, что иракское правительство все-таки прислало грузовики с продовольствием, и все бросились за едой.
За гуманитарной помощью для жителей Мосула выстраиваются километровые очереди. На каждого члена семьи полагается по одной коробке с продуктами. Обычно этого хватает на неделю.
Народ радостно показывает содержимое коробок: мука, сахар, рис, макароны, подсолнечное масло. Люди, неделями голодавшие во время наступления, теперь с голоду не умрут.
Отступающие игиловцы оставляют за собой следы невиданных зверств. В Хаммам аль-Аллиле, на свалке, вперемешку с мусором найдены десятки замученных людей. Некоторых казнили с семьями, отрубив всем головы. Руки и ноги у несчастных связаны проволокой. Картина жуткая.
Массовая резня произошла месяц назад. Иракские полицейские откопали только пятьдесят тел, еще как минимум столько же остались в кучах с мусором. Родственники бояться показать лицо — у них в Мосуле остались семьи.
А всего в нескольких кварталах продолжается бой. Иракские генералы сами признаются, что военная операция — это надолго.
Курдская пешмерга ведет бои на севере. Ей удалось разрезать основные силы ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) на несколько группировок и практически все уничтожить по отдельности. Но в штурме самого Мосула они не участвуют.
"Армия Ирака не сможет это сделать без поддержки курдов. А это не произойдет, если мы не договоримся о независимости Курдистана", — отметил Камаль Киркук, бывший спикер парламента Курдистана.
Багдадские власти и сами не хотят пускать курдов в Мосул — опасаются, что они присоединят его к автономному Курдистану, как это уже случилось с нефтеносным Киркуком.
"С освобождением Мосула мир не придет на Ближний Восток. Придумают что-то новое вместо ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). И курдам придется сражаться с иракской армией за свою независимость", — считает Руслан Шамоян, заместитель председателя Союза курдов-езидов России.
Несмотря на то что курды заявили о полном контроле над городом Башика, попасть в него можно только в броневике и в сопровождении спецназовца-пешмерги. Здесь еще работают снайперы.
Пока едем в город и за пуленепробиваемым стеклом бойниц мелькают дымящиеся постройки, спецназовцы используют время, чтобы свернуть себе шаверму. В Башике работает авиация — пехоте можно и перекусить.
Город почти весь разрушен. Но командиры уверяют, что мирное населения из него давно уже вышло.
Башика — крупный опорный пункт боевиков в 20 километрах северо-восточнее Мосула. С его захватом кольцо вокруг столицы ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) сожмется еще плотнее, но пока не все так просто. Террористы ушли глубоко под землю, в тоннели, оттуда они постоянно совершают свои вылазки.
Башику зачищали еще два дня, сбрасывая на тоннели тяжелые авиабомбы. Бойцы говорят, что с такой разветвленной сетью подземных коммуникаций им еще не приходилось сталкиваться. Глубоко зарыты и склады с оружием.
Оказывается, научно-технический прогресс совершенно не чужд религиозным фанатикам. Так, международной коалиции в качестве трофеев достались самодельные мортиры, стреляющие газовыми баллонами, самый настоящий землепроходческий щит, с помощью которого игиловцы строили подземные тоннели для скрытого перемещения между населенными пунктами.
Видно, что для строительства тоннелей привлекали специалистов. Ходы расходятся на несколько километров под землей.
"Один из тоннелей прорыт игиловцами на глубине восьми метров, и он ведет до христианской деревни, которая рядом. Пробить тоннели можно только специальной авиабомбой, но попробуй вычисли, где их прорыли. Игиловцы действовали с умом", — рассказал Шакер Казем Мохсем, командир полка иракской армии.
Тоннель выходит в двух километрах, в католическом храме. В костеле поглумились над всем, чем можно: сожгли алтарь, разбили кресты, статуям Христа и Девы Марии отбили головы.
"Разве нормальные люди могут так поступить? Недочеловеки, звери! Посмотрите, что они сделали с нашей святыней?!" – сказал полковник Дауд. Он — один из командиров христианского ополчения. Вернулся в родные края спустя два года, с боем отвоевав у религиозных фанатиков и свой дом, и свой храм.
"Они хотели всех нас превратить в мусульман. Мы отказались от этого. Кто не смог вовремя сбежать, пропал без вести", — Дауд Дилдаиш.
Теперь все приходится восстанавливать. Поднимать святых из пепла. Храмы — из руин. Из этих традиционно христианских районов бежали от ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) около 50 тысяч человек. Разъехались по всему миру — от Европы до Австралии. Вернутся ли они домой и есть ли будущее у христиан Мосула, не знает никто. Найденный под обломками колокол теперь разносит над опустевшим городом поминальный звон.