Нашему сегодняшнему собеседнику – новому губернатору нет и сорока. Ему 37 лет. Какой регион вверен ему?
Взять герб одного из районов этого региона. Герб уникальный: с вышивкой. Правда, еще недавно стоял вопрос о том, чтобы герб менять: даже и избежав банкротства при предыдущем губернаторе, фабрика по производству этой вышивки срочно нуждалась в заказах. И откуда же они взялись?
Итак, и отдельно взятый Крестецкий район, и вся Новгородчина. Так наступает ли там время, когда глаз радуют не только древности?
Старинная новгородская забава — взглянуть в будущее через прошлое. Например, мы решили здесь проверить будущее водопровода. Как и полагается, вызвали археологов. Сейчас с разрешения специалистов института археологии РАН тоже сниму аккуратненько один слой, не буду больше рисковать. Я выяснил, что археологи здесь нашли вот что: металлургия, XV век. Но в Великом Новгороде нас сейчас интересует больше не прошлое, а будущее.
- Обгоняем?
- Думаю, да. Здесь поворачиваем?
- Да.
- Ну вот, мы как раз сворачиваем с федеральной трассы на региональную?
- Да. Вот, собственно говоря, первая яма, которая нас ждет.
На самом деле, еще и на федеральной трассе мы видели всякое. В считаных километрах от областного центра настоящие выселки, точнее, вообще брошенные дома.
"И это совсем рядом с городом, а если отъехать подальше, то практически картинка, как в Восточной Сибири. Но население Новгородской области так не восстановилось после войны до конца", — объясняет собеседник .
Кто бы ни возглавлял Новгородчину, наследие действительно тяжелейшее. Но кто же это нас возил сейчас?
- Андрей Сергеевич, расшифровываемся? Кто у нас под шлемом? Губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
До этого он — весьма успешный глава Агентства стратегических инициатив и бизнесмен, оттуда и мотоцикл. А у танка, если честно, мы остановили его намеренно, потому что сам он свои отношения с местным поисковым движением публично не выпячивает, считает делом личным. А движение — выстраданное.
То была одна из самых страшных страниц всей Великой Отечественной. На фотографиях — то, как сюда приходят немцы и таким образом отрезают от Москвы Ленинград. Впереди зимние бои 1941-42-го, а летом — прорыв советскими войсками немецких линий, попытка развить наступление. Члены военно-патриотического клуба восстанавливают те события.
Но наступление захлебнулось. Вторая ударная была взята в мешок, в войсках начался голод. В этих лесах полегли тогда сотни тысяч. Только на этой неделе нашли еще четырнадцать.
Николай Орлов – человек-легенда, тот, кто, несмотря на равнодушие и даже сопротивление советской бюрократии, стал после войны пытаться восстанавливать честные имена пропавших без вести, поголовно записанных Сталиным в предатели, потому что командовал Второй ударной Власов. Почему мы так долго про это?
Вот фотографии: в окружение попали тогда и местные жители, осина у них за спиной обглодана – голод. Новый памятник — сгинувшим, забытым и проклятым Сталиным окруженцам, мамам и детям. Эту землю еще не только обустраивать и обустраивать, а заселять и заселять.
"Вот здесь уже есть и медведи и кабаны. Мы сколько от города отъехали? Километров, наверное, пять", — говорит Никитин.
Но вот все-таки и собственно Великий Новгород. Древнейший из крупных российских городов, колыбель русской грамоты, между прочим, демократии — вече и, конечно, предпринимательства. Собственно, говорим на исторической торговой стороне.
- Господин Великий Новгород — устойчивое выражение русского языка. А он товарищем вам стал?
- Господин Великий Новгород – это город и это территория, которой надо служить, — говорит Никитин.
С недавних пор здесь представления районов не только по праздникам, но и просто в выходные. Гадание на гороховой каше проводят те, кто из бывшего имения Державиных.
- Я загадывал желание семейное. У меня недавно родилась дочка, и я подумал, что одной дочки маловато, — делится Никитин.
- Это вы уже совсем с нами откровенны. А семья, кстати, в Москве осталась?
- Семья здесь.
- То есть, всерьез так настроились на Hовгородчину?
- Конечно!
А совсем рядом — храм, где в старо-берестяные времена хранили эталоны, меры весов. Но здесь вспоминаем о еще одном грустном элементе новгородского бытия.
- Нефти нет, газа нет. Рядом — огромный "пылесос" под названием Санкт-Петербург, который, конечно, высасывает амбициозных людей. А на чем можно строить экономику?
- Ровно на том же, на чем она и строилась в древнем Новгороде. Это же было начало пути из варяг в греки, из Северного моря в Каспийское море по Волге. То есть это логистика, — объясняет Никитин.
Но как же расшевелить, как принято говорить, местную элиту?
- Местная элита — это те, кто здесь что-то производит, те, кто любит свою область и те, кто готов вместе с областью развиваться. У меня уж точно нет мандата президента на то, чтобы ничего не делать, — говорит Никитин.
Нашу следующую встречу он назначает на предприятии по производству счетчиков воды. Ну а как еще решать проблему ЖКХ, проблему той же энергоэффективности — таких счетчиков, которые, в отличие от азиатских, считают правильно? Пусть пока в Россию можно ввозить и те, что правильные, и те, что подешевле. Но завод уже есть.
- В чем возможен свежий взгляд на вашу проблематику, чтобы новый губернатор мог вас подтолкнуть дальше?
- Мы глобально хотим посмотреть на рынок приборов учета с точки зрения увеличения их точности, — отвечает технический директор компании "Метер" Алексей Шатров.
- Ну, а как губернатор-то может помочь в данном случае?
- Здесь мы говорим о другом. Мы говорим о том, что должны привлекать и местные ресурсы в виде университетов.
Местный университет имени Ярослава Мудрого. Но заглянем на церемонию вручения золотых медалей местных выпускников школ. О чем врио губернатора говорил с выпускниками? Оказывается, не сговариваясь, мы задавали один и тот же вопрос: куда будете поступать?
- В СПбГУ.
- В Санкт-Петербург.
- Москва.
- А чего не Новгород?
- Но мы обязательно вернемся сюда.
- В Новгороде особо негде остаться, да? Проще ехать в Москву, в Питер?
- Грубо говоря, да.
Как выяснилось, из 27 золотых медалистов новгородских школ в Новгороде собираются остаться только пять. Хотя ведь такая красивая церемония загадывания желаний. Но они — желания, привязанные к воздушным шарам, и они улетают.
- Нам нужно, чтобы университеты и вообще система высшего образования она работала на интерес области, — говорит врио губернатора.
- А у вас пока нет возможности положиться на местное образование, вы их сами готовите?
- Мы сейчас пока все делаем сами в части того, что проводим обучение специалистов, — отвечает Шатров. — Но гораздо удобнее, гораздо комфортнее для бизнеса иметь право привлекать студентов на работу с третьего курса, делать какое-то профессиональное, профильное образование в части метрологии, в части обслуживания гибких производственных комплексов.
"Наша задача, чтобы люди не просто здесь работали, а гордились тем, что они здесь работают, и дорожили своей работой", — подчеркивает владелец фабрики "Крестецкая строчка" Антон Георгиев.
Без особой огласки Никитин уже привез в местный университет экспертов из столичной Академии народного хозяйства, чтобы запустить новый план действий. Без лишней огласки, инкогнито, он возил нас и по местным трассам.
- Много воруют на дорожном строительстве?
- Ну, как говорят эксперты, 20-30 процентов.
Эх, дороги. Та дорога, что на Крестцы-Окуловка-Боровичи, приводит в райцентр Крестцы, где с 1860 года работает производство уникальной вышивки. Точнее работало. Когда-то поставщик королевских дворов в Лондоне и Мадриде, пару лет назад фабрика "Крестецкая строчка" оказалась банкротом.
- Работало около семи человек, из них три сторожа, — объясняет Антон Георгиев.
Сейчас работников уже 63 и зарплата около 20 тысяч. Подноготная?
В приезд в Новгород президента Путина врио губернатора Никитин представил ему новых владельцев фабрики в Крестцах, чтобы внести их "Строчку" в президентский подарочный фонд. А это открывает перспективу и на другие заказы – от госкомпаний.
Произвести можно все, что угодно. Но как эту продукцию доставить? На карте какие-то дороги только схематично. Жирным — только выделенные. Что за выделенные? Те, по которым по области и в соседние области идут основные потоки. Эти дороги будут восстанавливать в первую очередь.
Хорошо, товар доставили, но как его еще и продать? Никитин объясняет, как использует свои столичные связи:
- Например, мы попросили, и надеюсь, этот вопрос решится, чтобы наши предприятия вошли в систему Tax Free в пилот. Не только крупные петербуржские, московские, еще какие-то торговые, но и новгородские тоже, чтобы иностранным туристам здесь было выгодно.
- Tax Free — это когда ты, не будучи налоговым резидентом страны, не платишь НДС с покупки, то есть тебе его возвращают?
- Да.
Что уже появилось на Новгородчине при Никитине? В прошлые выходные в Новгороде был концерт для тех самых выпускников. Неважно, кто организовал этот концерт. Интересно, что в кои-то веки на площади перед областной администрацией были 8 тысяч человек. Родина вече соскучилась по событиям. Но, наверное, новгородцам было не сразу привыкнуть к стилистике Никитина: такого молодого, да еще из АСИ, со всеми этими не вече, а стратегическими сессиями.
- Вам сколько полных лет?
- 37.
- Мне скоро 45. Я последний год, который еще сдавал историю КПСС.
- Я чуть не вступил в комсомол. Мне немножко не хватило до комсомола.
- Но вот даже я, будучи хотя бы чуть-чуть старше, уже иной раз пугаюсь этой терминологии, к которой вы привыкли в Агентстве стратегических инициатив. Не испугали вы новгородцев такой терминологией и такими предложениями, когда приехали сюда?
- Это уже неважно, какого цвета кошка, если она мышей ловит. Я не верю в каких-то губернаторов, присланных откуда-то, или даже местных губернаторов, которые могут что-то изменить по мановению волшебной палочки. Мы что-то сможем сделать, только если мы это будем делать вместе с людьми.
Та часть жизни Новгородской области, которая есть, но про которую на своем примере Никитин рассказывать любит не очень. А ведь он, потомок пропавшего без вести, ездит на такие сборы.
- Мы в этом году очень хорошо отработали с президентским грантовым фондом. Подали впервые очень серьезное количество заявок именно на поддержку с Фондом президента. Даже заместитель директора Фонда приезжал, здесь проводил обучение с коллегами из НКО, как подавать заявки, как их формировать.
Эта земля помнит многое. Но она и заслуживает многого — свежего старта.