Печальная новость пришла из Германии: умер экс-канцлер Гельмут Коль. Ему было 87. Коль пробыл на посту председателя правительства 16 лет. Его называли "отцом объединения Германии", именно при нем произошло это историческое событие. Свои соболезнования руководству страны уже выразил Владимир Путин. Он отметил, что Гельмута Коля будут помнить как принципиального сторонника развития дружественных отношений между Германией и Россией.
Гельмут Коль — из тех немцев, которые пережили четыре эпохи. Он родился еще в Веймарской Германии в консервативной католической семье; был живым свидетелем нацистского режима — в конце Второй мировой даже был мобилизован, но участвовать в боях ему уже не пришлось; окончательно повзрослел в Боннской республике и, наконец, стал "отцом объединения" двух Германий и архитектором возвышения страны, превращения ее в локомотив Европейского союза.
Он занимал пост канцлера дольше всех своих предшественников или преемников — с 1982 по 1998 год. И получил прозвище канцлера двух Е — единства и евро. Лидерские задатки в нем отмечали с детства. Еще в школе Коль определился со своими политическими предпочтениями и вступил в партию Христианско-демократический союз (сыграло роль религиозное воспитание). В Гейдельбергском университете изучал общественные науки, право, историю. Далее работа на литейном заводе. В общем, образцовый фундамент для хорошей политической карьеры.
Коль сделал все, чтобы его заметили. За 10 лет дорос от самого молодого депутата земельного парламента в Рейнланд-Пфальце до премьер-министра этой федеральной земли. Современники пишут: "Для него, как и для большинства его сверстников, не существовало авторитетов. Колю и его единомышленникам нужна была новая Германия, построенная на основах парламентской демократии и выведенная из состояния международной изоляции. Их занимали права человека, социальные проблемы".
Возглавив ХДС, он превратил союз из кастовой, закрытой структуры в партию, за которую начали голосовать все слои населения. В итоге стал самым молодым канцлером за всю историю ФРГ — ему было 52. Начал с резкого сокращения госаппарата, приватизации ключевых госмонополий и отказа от монополии на телевидение. Экономика страны пошла в рост. И отставание ГДР стало все более заметным, все вело к падению Берлинской стены и объединению.
Позицию Москвы по этому вопросу Коль всегда ценил и называл "большой удачей". Еще бы, учитывая памятные переговоры в Архызе, когда Михаил Горбачев под нажимом канцлера согласился на то, чтобы объединенная Германия входила как в военную, так и в политическую структуры НАТО, а еще пообещал вывести все советские войска. Тогда же Германия в лице Коля пообещала, что на территории бывшей ГДР не будут размещаться иностранные войска.
После этого вектор его внимания сместился в сторону европейской интеграции, ярым энтузиастом которой он всегда был. Вместе с президентом Франции Миттераном он заложил фундамент единой европейской валюты — евро. Зато в самой Германии начались проблемы: бывшая ГДР "висела на шее" и портила статистику по безработице, экономическому росту и другим показателям.
И в 1998 году Коль уступил свое место Герхарду Шредеру, оставив в наследство Федеративной республике "систему Коля", при которой политику определяет не кабинет министров, а "коалиционный круг" из ведущих представителей трех партий, входивших в правительство: ХДС, ХСС и свободных демократов.
Наследством Коля вполне можно назвать и нынешнего канцлера Ангелу Меркель, именно он помог ее быстрому взлету по карьерной лестнице. Одно время фрау называли "девочкой Коля". Но в 1999 году она решительно порвет с этим прозвищем — после скандала, который поставит крест на карьере Коля как политика. Выяснилось, что при нем ХДС незаконно финансировали некие спонсоры, и Меркель быстро от него отмежевалась, потребовав отставки с поста почетного председателя.
За год до своей смерти Коль ей ответит — станет известно о его интервью начала 2000-х годов, которое, как он считал, опубликуют после его кончины. Тогда Коль открыто заявил, что Меркель "вообще ни в чем не разбирается". Откровения вызвали фурор, досталось многим, но уважение к бывшему канцлеру и то, что автор интервью фактически его подставил, смягчили эффект.
"Настоящим домом для него была политика, а семьей – ХДС", — напишет в то же время его старший сын Вальтер, отношения с которым Коль так и не наладит.