За пару дней до пресс-конференции Владимир Путин совершил марафонский вояж: за одни сутки посетил сразу три ближневосточные страны. Облетевшие весь мир уникальные кадры с борта номер один. На них видны те самые истребители сопровождения ВКС России, которые прикрывали самолет президента на подлете к авиабазе Хмеймим в Сирии. Прямо у трапа Путина встречал Башар Асад.
Выступая перед нашими военными, российский лидер констатировал: Вооруженные силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов, а также отдал приказ о выводе российской группировки войск на родину.
С летчиками, которые обеспечивали безопасность президента России в небе над Сирией встретился военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков. Вот их разговор, записанный на авиабазе Хмеймим.
Сирия. Российская военная база Хмеймим. Многоцелевой истребитель Су-30СМ поколение "4++", то есть самый современный. Предназначен для завоевания господства в воздухе. Неплохо получается, потому что этот истребитель способен уничтожать цели и на земле, и в небе, в любых условиях: ночью, днем, в дождь. Именно эта машина сопровождала недавно в небе над Сирией самолет борт номер один, в котором на военную базу Хмеймим прибыл президент России Владимир Путин. "Вести в субботу" встретились с летчиками, которые выполняли ту непростую задачу.
- Как вы узнали о том, что нужно сопровождать? Знали, что это борт номер один?
- Это был обычный день, мы несли дежурство. Поступила задача сопроводить самолет военно-транспортной авиации. Взлетели, вышли в район, обнаружили этот самолет, сблизились и уже на этом этапе мы поняли, что это не просто самолет, а борт номер один, — рассказывает один из летчиков.
- Обычные люди, молодые летчики выполняли вот эту задачу. Вы в Сирии часто сопровождаете самолеты — и гражданские, и военные, и транспортные?
- Да, это одна из наших основных задач. Но именно тот день, когда я узнал, что это самолет президента, стал для меня необычным. Такое знаменательное событие в карьере летчика!
- Хорошо, звание добавят или повысят в должности.
- Нет, мне не дадут звания. Но для себя увидеть этот самолет в воздухе рядом с собой и выполнить задачу, которую тебе поставили, на отлично — вот это и есть самое главное, что произошло в тот день.
- Видели президента в иллюминатор?
- Нет, мы стояли с левой стороны, как раз было солнышко в нашу сторону, и не было видно, смотрит кто в иллюминатор или нет, — сказал другой летчик.
- Что значит прикрывать? Просто закрывать от возможного нанесения ракетного удара с земли, с воздуха или то, о чем рассказывал президент — прикрывать его температурой своего самолета? Как это происходит вообще?
- Прикрытие происходит от воздушных противников. В данном случае задача была встретить борт номер один, довести его до посадки, прикрыть его собой, грубо говоря, своим самолетом.
- То есть вы выступали как тепловая ловушка для возможных ракет?
- Да. Температура выходящих газов самолета намного сильнее, и летели мы уже на максимальных режимах, потому что скорости у наших самолетов разные. И получилось, что прикрыли собой с двух сторон самолет президента.
- Как ваш самолет себя вел?
- Старались лететь на одном уровне, крыло в крыло, соблюдая дистанцию. Мы поняли, что сопровождали президента, уже выполнив полет. Увидел по телевизору, что он махал нам рукой и видел, что мы его сопровождали.