Автор: Дмитрий Киселёв
Кошмарный вторник, 22 марта, пережил Брюссель. В самом сердце Евросоюза и под носом у штаб-квартиры НАТО в трех террористических актах погибли 32 человека, ранены более 300.
Самое страшное, что этот теракт не был неожиданностью — его ждали. Именно в Брюсселе и именно в эти дни. О его угрозе даже объявляли официально. К нему готовились как местные спецслужбы, так и террористы.
В канун теракта это была своего рода игра в кошки-мышки, но по таким правилам, когда роли, кто — кошка, а кто — мышка" проясняются лишь в самом конце. И прояснилось через огромную трагедию, где беззащитными и совсем маленькими себя почувствовали сотни миллионов европейцев.
Безусловно мы в России были вместе с Брюсселем и эмоционально со всей Европой. Мы следили за всем этим кошмаром и сочувствовали каждому, кого выхватывали объективы телекамер.
Сейчас, когда первый шок уже позади и пришла пора анализа, становится понятным, что лидерам Евросоюза нечего сказать своим гражданам. Они не могут объяснить, почему жизнь стала столь опасной и не могут наметить путь в будущее.
"Европу поразила та же чума, что и Сирию", — заявила глава европейской дипломатии итальянка Федерика Могерини. Потом стандартно призывала быть вместе, а успокаивала всех тем, что "в Сирии наконец-то мир стал возможен".
Могерини сказала это так, будто благословенный мир на Сирию спустился с небес и сам собой. Если и так, то в небесах при этом работала российская авиация. Именно наши военные летчики стали решающим фактором в продвижении к миру. Но у Могерини об этом ни слова. А ее призыв быть вместе не распространяется на Россию. То же — и в речах других европейских лидеров.
Хотя, если бы мы были реально вместе, если бы Евросоюз не вел себя так высокомерно глупо, можно было бы разработать и исполнить успешный план против террора, а значит, и сберечь многие жизни.
Такой план ни много ни мало изменил бы траекторию развития всей нашей цивилизации. Но его пока нет. И поэтому происходит то, что происходит. Был Париж. Теперь — Брюссель. Сколько еще надо, чтобы начать действительно вместе менять мир к лучшему?
Автор: Анастасия Попова
Леденящие душу кадры, снятые на мобильный телефон теми, кто выжил: раненые люди, молящие о помощи, брошенные дети в слезах, разорванный багаж и паника. Два взрыва один из другим происходят утром, в самый час-пик, в брюссельском аэропорту, у стоек регистрации на чартерный рейс. Волной выбивает стекла, осыпается потолок, дым заволакивает весь терминал.
Смертников было двое. Их вычислят по черным перчаткам на левой руке. Третий человек — в белом — оставит свой бомбочемодан и скроется. Находку позже подорвут саперы.
Спустя два часа — новый шок — взрыв в метро в центре европейского квартала, под боком у здания Еврокомисии и Евросовета. И снова смертник с чемоданом взрывчатки, которого сопровождали. Сообщник сумел бежать.
"После атаки на Маальбек взрыв прогремел на станции метро "Ар-Луа". Взрыв был внутри второго вагона, который в тот момент еще находился на станции. Смертник был идентифицирован по отпечаткам пальцев. Это был Халид эль-Бакрауи", — заявил Фредерик Ван Лев, федеральный прокурор Бельгии.
Двух исполнителей определили довольно быстро: в метро — 27-летний Халид эль-Бакрауи, в аэропорту подорвался его брат 30-летний Ибрагим. Оба незадолго до терактов ездили в Турцию, оба ранее судимы.
Халид получил 5 лет за угон автомобилей и владение целым арсеналом оружия. Его освободили досрочно на определенных условиях, которые тот сразу нарушил, но повторно арестовывать не стали.
Ибрагиму дали 10 лет за стрельбу из автомата Калашникова по полицейским во время ограбления и тоже досрочно освободили. Летом прошлого года он дважды пытался проникнуть в Сирию, дважды его задерживали турецкие спецслужбы и высылали обратно в Европу.
Но ни голландская, ни бельгийская полиция так и не нашли причин его задержать. Министр внутренних дел и министр юстиции Бельгии подали в отставку, но премьер их прошение отклонил и создал комиссию для внутреннего расследования.
"У меня немного информации, но могу сказать точно, что это была не экстрадиция. Тогда он был известен просто как преступник, который был освобожден условно-досрочно. Когда его выслали из Турции, он был отправлен не в Бельгию, а в Голландию", Проблема в том, что таких людей нелегко вернуть обратно в тюрьму", — сказал Коэн Генс, министр юстиции Бельгии.
Третий смертник — главный химик террористов 24-летний Наджим Лашрауи. Это он изготавливал бомбы для парижских терактов, он же мастерил их и в квартире в Скаарбеке, в которой нашли потом 150 литров ацетона, перекись водорода, гвозди и болты. Он тоже ездил в Турцию в 2013-м. Спустя год там он попал в список предполагаемых джихадистов, а Бельгия даже после событий во Франции его не искала. В розыск Лашрауи объявили лишь за пару недель, а во Франции — за пару дней до его подрыва в аэропорту Брюсселя.
Он учился в католической школе в Саарбеке, потом один год изучал электромеханику в Свободном университете Брюсселя. Впрочем, профессор химии Тьерри Визар де Бокармэ утверждает, что схемы изготовления взрывоопасной смеси, которую иногда еще называют "Мать сатаны", давно есть в Интернете.
"Ацетон очень просто купить, никто это не контролирует. Остальные ингредиенты в небольших количествах тоже свободно приобретаются в тех же аптеках. При детонации реакция очень быстрая, выбрасываются молекулы газа, и все это вспыхивает со скоростью, во много раз превышающей скорость звука, несколько сот метров в секунду. Отсюда и такие сильные разрушения", — пояснил Бокармэ.
Соседи квартиры Скаарбек, где делали взрывчатку, предупреждали об этом полицию, но проверка так и не нагрянула. Найти это место уже после терактов помог случай — адрес показал таксист, который подвозил смертников с багажом в аэропорт. Компания ошиблась и прислала вместо заказанного пикапа обычный седан, а потому один чемодан пришлось оставить в квартире. А в мусорке рядом с этим местом нашли компьютер Ибрагима аль-Бакрауи, где тот писал, что после ареста главного подозреваемого в совершении парижских терактов Салеха Абдеслама вся джихадисткая ячейка решила торопиться. Хотя изначально их планы были куда более масштабными.
Главной целью террористов могли быть атомные электростанции Бельгии на севере страны и на востоке. На это косвенно указывает еще и тот факт, что сразу после взрывов в Брюсселе начали экстренную эвакуацию персонала, а у 11 сотрудников позже отобрали пропуска.
Кроме того, за главой бельгийской ядерной программы несколько месяцев следили, полностью фиксируя все его передвижения на скрытые камеры, которые установили братья эль-Бакрауи. Десятки часов видео нашли на квартире другого подозреваемого в совершении парижских терактов — Мухаммеда Баккали. А в Шарлеруа неизвестные застрелили одного из охранников АЭС Тианж, его пропуск был аннулирован.
Координатор ЕС по антитеррору Жиль Керсхов предупреждает: угроза не миновала, по атомным станциям еще может быть нанесена кибератака. Пять лет назад уже были попытки внедрить систему удаленного доступа к серверам управления АЭС. Станцию Дуль уже выводили из строя в 2014-м, когда один из техников намеренно произвел аварийный сброс масла, что привело к перегреву паровой турбины и остановке реактора. Потом он бежал в Сирию, где был убит в боях против сирийской армии.
В Сирию собирался отправиться и "человек в белом", который ушел из аэропорта за несколько минут до взрывов, о чем полицию предупреждала его сестра.
Журналист-фрилансер 30-летний Фейсал Шефу — один из шести арестованных по делу и первый, кому предъявлены конкретные обвинения в совершении терактов в Брюсселе. Он жил в 500 метрах от станции метро Маальбек. В квартире при обыске не нашли взрывчатки или оружия, но доказательств и без этого хватило.
Мэр Брюсселя ранее называл его опасным человеком, ему запретили общаться с беженцами в парке Максимильян, где он уговаривал их вступить в ряды ИГИЛ (запрещена в РФ)в Европе. В одном из репортажей он требовал от бельгийцев работать по нормам Корана. Таксист также опознал его среди пассажиров, которых он вез в аэропорт.
Параллельно во Франции пойман еще один террорист — 34-летний француз Реда Крике — тоже активный вербовщик боевиков, который планировал новые нападения.
Турция предупредила: только на ее территории еще около 3 тысяч боевиков ИГИЛ ждут своего часа, а бельгийские СМИ подсчитали, что в королевстве могут находиться больше 20 потенциальных смертников, которые просто залегли на дно.