Проблемы энергоблокады Крыма, организованной лидерами незаконного меджлиса крымских татар Ислямовым, Чубаровым и Джемилевым, удалось решить оперативно. Сейчас жизнь на полуострове меняется к лучшему, в том числе и у крымских татар.
Скорее не дом, а времянка. Таких только на этом участке — десятки. Так называемые "самозахваты". Схема появилась во времена незалежной. Сначала незаконно возводились небольшие строения, спустя годы, у некоторых появлялся жилой дом. Так поступали, когда решить вопрос с землей официально не получалось. А таких случаев за последние 20 лет — тысячи.
Этот болезненный вопрос — право собственности на землю — начали решать только в российском Крыму. Теперь все по закону. Тем, кто годами ждал, так и не начал строительство, помогают оформить документы на земельный участок. Ну а тем, кто уже успел возвести дом, — стать легальным владельцем.
"Проблемы с землей были у всех, а горисполком не выделял землю, хотя земли было много. Земля стоит пустая и все, а горисполком говорит — нет земли. На наше счастье мы сейчас уже все получили в собственность эту землю", — говорит Исмаил Аблятипов.
Восстановление исторической справедливости — указ о реабилитации. При Украине этот важный вопрос даже не пытались решить. Крымские татары, как и другие депортированные народы, в глазах закона долгие годы оставались ограниченными в правах. В руках у Лилии Умеровой справка о реабилитации ее отца. Ни его, ни матери уже нет в живых, а Лилия продолжает собирать документы на всю семью, чтобы будущие поколения знали правду. Ей важно оправдать семью.
Наравне с русским и украинским — крымско-татарский язык официальный в республике. То, о чем жители полуострова раньше могли только мечтать. Языковая тема для официального Киева всегда была поводом для спекуляций, особенно в пик политической борьбы. Впервые именно в российском Крыму появились учебники на крымско-татарском. Теперь в школах и университетах на нем свободно ведётся обучение.
Ещё несколько месяцев назад, чтобы подоить коров, Оксана зажигала свечи. В этом сарае, как и во всем доме, не было света. Уроки четверо детей делали с фонариками. Дом топили углем и дровами. За строительство новой линии для электрификации поселка заплатили больше пяти лет назад. При Украине света люди так и дождались. Шесть лет загадывали на Новый год одно желание – следующий год встретить со светом.
То, о чем мечтали мусульмане полуострова долгие двадцать лет, — строительство соборной мечети уже началось. Во времена Незалежной крымские татары не смогли добиться даже выделения земли под ее строительство. Старые городские мечети уже давно не вмещают всех верующих. В новой одновременно смогут совершать молитву около пяти тысяч мусульман.