То ли дипломатический прорыв, то ли ловушка для Европы. Итоги саммита ЕС-Турция Брюссель называет решением миграционного кризиса. Согласованы некие обязательства, которые якобы помогут закрыть "балканский маршрут" для нелегалов. При этом европейские журналисты весь саммит называют тошнотворным зрелищем заискивания перед Эрдаганом. Кто ж на самом деле выиграл от торговли беженцами?
Это пока только наметки, но суть договора уже ясна — мигрантов, которые уже на территории Греции, Турция берет назад, она принимает нелегальных, а взамен отправляет такое же количество легально оформленных на ее территории. Таким образом, кого и когда посылать в Европу, решать будут именно турки. Учитывая связи правительства Эрдогана с "Исламским государством" и возможность купить в Стамбуле поддельный сирийский паспорт, эксперты предупреждают о возможных массовых перебросках в ЕС бегущих из Сирии боевиков "ИГИЛ".
Анкара получает деньги, с ней возобновляют переговоры о вступлении в ЕС, хотя против выступает Кипр, и в ближайшее время отменят краткосрочные визы. Впрочем, обещали — не значит отменили.
"Либерализация визового режима может произойти — я сказал, может произойти – в июне, если только если все критерии, а их 72, будут соблюдены. В противном случае ничего не будет", — заявил президент Франции Франсуа Олланд.
Турция пока тоже только обещает, на словах, урезонить нелегальных перевозчиков или тщательнее контролировать свой берег. Эрдоган же даже не скрывает, цель шантажа — стрясти с Европы побольше денег, перед началом саммита речь шла о 30 миллиардах евро. Потом сторговались на 3 миллиарда сейчас и еще 3 к 2018 году.
"Они говорили мне, что дадут 3 миллиарда евро. Четыре месяца прошло с тех пор. Денег все нет. Я надеюсь, что премьер вернется из Брюсселя с деньгами. Они говорят: "Мигранты не должны прибывать в Европу". Но ведь не мы их отправляем. Наша береговая охрана спасла почти 100 тысяч мигрантов. Вот, как мы относимся к людям", — говорит президент Турции.
Параллельно с этим на востоке страны идет плановое уничтожение курдов, которых за людей Эрдоган, видимо, не считает. Блокада, голод, ежедневные бомбардировки унесли сотни мирных жизней. Попытки прессы рассказать об этом в Турции блокируются, журналистов арестовывают и сажают пожизненно.
Брюссель упорно молчит, закрывая на все глаза. В канун саммита, понимая, что никто перечить не станет, Эрдоган приказывает захватить редакцию главной оппозиционной газеты "Заман", она теперь выходит под внешним управлением без критических статей в адрес власти. Но когда на носу региональные выборы в Германии, а на кону собственная политическая карьера, такие нюансы уже не в счет.
"Мы обсуждали с турецким премьер-министром закрытие газеты, и включили это в итоговый документ. Но независимо от этого Турция готова предоставить убежище и поддержку беженцам, и если мы хотим защитить наши внешние и морские границы, нам необходимо сотрудничество с Турцией", — сообщила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
По ее настоянию из итогового документа убрали фразу о том, что балканский маршрут закрыт. Эти слова произнес только Дональд Туск, но по сути граница и так на замке. В Греции сейчас блокированы больше 30 тысяч человек — под дождем, в холоде и антисанитарии. В это же время, откушивая свежий суп из сельдерея с филе палтуса, европейцы узнали о новых требованиях Турции и безропотно согласились на все.
"Зрелище того, как европейские лидеры заискивают перед президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в надежде на то, что он перекроет поток беженцев в Грецию, было тошнотворным. Может ли Турция, сползающая к деспотизму и цензуре, все же вступить в ЕС? Ответ должен быть: "Нет" – пишет британская The Guardian.
Турция все больше напоминает "исламистскую демократуру", продолжает французская Le Figaro, а безвольные европейцы, делая ставку еще и на Катар с Саудовской Аравией, только поощряют подрывные действия в Сирии, забывая при этом, что перемирие там — ключ к решению миграционной проблемы.
Беженцы стали геополитическим орудием усмирения европейских стран, и хозяйка игры в этом кризисе – Турция, которая диктует Европе любые условия, получает от нее миллиарды, при этом не дает четких гарантий, что с ее стороны соглашение будет выполнено.