За орехи, солому и вату: голландцы на референдуме решают судьбу Украины

Менее двух часов остается до закрытия избирательных участков в Нидерландах. Голландцы выражают свое отношение к ассоциации Украины с Евросоюзом. Референдум признают состоявшимся при явке не менее 30 процентов избирателей. Результаты голосования будут объявлены 12 апреля.

Менее двух часов остается до закрытия избирательных участков в Нидерландах. Голландцы выражают свое отношение к ассоциации Украины с Евросоюзом. Референдум признают состоявшимся при явке не менее 30 процентов избирателей. Результаты голосования будут объявлены 12 апреля.

В Нидерландах есть возможность отправить свой бюллетень по почте или проголосовать в Интернете. Между тем премьер-министр страны Марк Рютте традиционно приходит на избирательный участок, это транслируют все каналы, и по пути агитирует.

"Речь о стабильности, мы хотим помочь Украине стать более предсказуемым государством, что полностью соответствует интересам Европы и Нидерландов. Также мы хотим поддержать украинскую экономику", — заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.

Что значит поддержать экономику, никому неизвестно. Украине в Европе в соответствии с квотами разрешено продавать только орехи, солому и вату. Рютте считает, что даже это большой шаг вперед.

"Наша консолидированная позиция заключалась в том, что мы выступаем за ассоциации, но мы решительно против членства Украины в Евросоюзе. При этом я убежден, что в тот момент, когда Россия перестанет вмешиваться в дела Украины и прекратит заниматься тем, чем она занимается в Крыму, появится шанс, что мы в долгосрочной перспективе начнем работать над тем, чтобы Украина смогла поддерживать стабильные отношения и с ЕС, и с Россией", — сказал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.

Долгосрочную перспективу уже описывал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: Украина действительно может стать частью Евросоюза через 20-25 лет. Но это не мешает ее спасти от России: антипутинская риторика — двигатель референдума.

Премьер-министр Нидерландов, который уже несколько раз за время кампании менял свою точку зрения, в эти минуты начинает свое голосование. Свои бюллетени голландцы опускают в прямом смысле слова в урны: переоборудованные из самых обычных мусорных баков.

Голосование называют протестным, ведь ассоциация Украины с ЕС не просто уже состоялась, решение принято в прошлом году, ратифицировано и действует ровно три месяца, начиная с 1 января. То есть референдум по сути ничего не решит, но все же может очень больно ударить по Украине, которую будто бы тянет за косу русский медведь. Эта картинка сегодня повсюду в Европе. Главный страх официального Киева — не отзовет ли Голландия подпись. В этом случае ассоциацию — главное достижение киевского майдана — сочтут недействительной. Газеты вышли с заголовком: "крепкий голландский пинок".

"В 9 вечера избирательные участки закроются, голоса мы принципиально считаем только вручную. Часам к 11 вечера в информационных агентствах появятся предварительные результаты. Завтра эти результаты будут перепроверены. И только в пятницу бланки будут доставлены к нам, в главный Центризбирком Нидерландов", — сообщил руководитель Избирательной комиссии Нидерландов Мелл Беккер.

Официальные результаты будут только через неделю, в следующий вторник. Но это точно формальность. Предварительный итог, который традиционно озвучат глубокой ночью, еще никогда не менялся.

"Первые результаты сегодня появятся на голландском телевидении, но это будут неофициальные результаты", — отметил руководитель Избирательной комиссии Нидерландов Мелл Беккер.

Референдум — первая новость на всех каналах. В соцсетях записей "Я голосую против" куда больше, чем "Я голосую за". Призыв наводнить Голландию желто-голубыми шарами при этом терпит фиаско: есть только одна фотография забытых в трамвае шаров.

"Спаси демократию и Украину, скажи свое "да", — те, кто выступает на стороне официального Киева, продолжают давить на жалость. Главный проукраинский лозунг в Нидерландах: они умирали за Евросоюз. На листовке — Майдан, где умирали, конечно, по совершенно другим причинам. Но об этом — ни слова.