Московские власти усилят охрану мест захоронения. Это решение принято после массовой драки на Хованском кладбище, в результате которой погибли три человека, более тридцати были ранены. По предварительной версии, причиной конфликта стала попытка бандитов взять под свой контроль теневые денежные потоки.
В Пресненском суде Москвы — аресты. На строительных базах, окружающих Хованское кладбище, — полицейские рейды.
До центрального входа в некрополь — меньше километра. Выстрелы, раздавшиеся в полдень 14 мая, заставили вздрогнуть даже местных торговцев. Стрельба. Драка. Крики.
"Здесь был караул! Война! Какие-то бородатые зашли, потом вышли", — вспоминает продавец ларька.
Выходцы с Кавказа начинают жестоко избивать мигрантов из Средней Азии, те защищаются: лопатами, кусками арматуры, забрасывают камнями. В ответ звучат выстрелы.
"Начали стрелять! По нам, простым работягам, начали стрелять", — до сих пор возмущен Илхомджон Сайфуллоев.
17-летнего Сухроба Хушакова убили выстрелом в сердце. Потом зачинщики драки на "Приоре", прорываясь сквозь толпу, насмерть сбивают еще двух человек.
"Я ничего не знаю! Я не в курсе!" – пытается убедить полицейских один из задержанных.
Хованское кладбище — самое крупное в Москве. Его площадь — двести гектаров. Граждане Таджикистана считали его своей вотчиной, они больше двадцати лет зарабатывали здесь деньги, предлагая дешевые услуги по уборке могил.
"Постоянно подходили и что-то предлагали. То отмосточку сделать, то еще что-нибудь", — рассказывает женщина.
Расчет — на месте, по договоренности, без чеков и кассы. Это устраивало всех. Но два месяца назад был назначен новый директор кладбища — Юрий Чабуев. Он, видимо, решил посадить всех на "проценты". Рассказывают, на встречу с коллективом приехал в сопровождении крепких парней и представил их как новую "крышу".
"За то, чтобы устроиться на работу — 40 тысяч. Плюс десять процентов с каждого клиента", — озвучил финансовые претензии нового директора кладбища руководитель организации "Этнические таджики за миграционную ответственность" Каримджон Еров.
На Хованском кладбище уже не первый скандал. В феврале 2016 года был задержан теперь уже бывший заведующий северной частью комплекса.
- Вам передавали сейчас деньги?
- Передавали.
По версии следствия, он торговал землей под семейные захоронения. За полмиллиона рублей продавал участки в закрытой части кладбища. Но даже после его задержания этот бизнес не похоронили. Места, как выяснилось, по-прежнему продают.
"Есть места и за миллион, и за два миллиона. Предел очень высокий, — поясняет депутат новомосковского поселения Сосенское Кирилл Бармашев. — Это прибыльней чем наркобизнес, чем продажа оружия, при том, что это совершенно легально".
Администрация кладбища зарабатывала на продаже мест, мигранты — на уборке. Они жили в гаражах целыми семьями недалеко от некрополя. Здесь спали, ели. Примерно раз в год, как говорят владельцы гаражей, сюда наведывался ОМОН.
"Попойки, драки. Тоже нас достают. Беспределят. Каждый год. И ОМОН вызывают, и так. Каждый год набивают автобусы, потом тишина месяца на два-три", — рассказывает местный житель.
Как только полицейские уезжали, иностранцы снова возвращались. О том, что творится на Хованском кладбище, мы решили поговорить с чиновниками администрации. Но они тут же сняли с себя ответственность за происходящее на муниципальной земле.
"Ко мне сюда приехал журналист "России-1", просит, чтобы я дал интервью по поводу Хованского кладбища. Я вот сказал, что это территория не моя", — заявляет один из чиновников.
"Приемные дни — вторник, четверг", — обращается чиновник уже к журналистам.
— А если ЧП, как, например, драка с участием 500 человек?
"А если ЧП, обращайтесь в полицию", — открещивается от всего чиновник.
Всего по делу о массовых беспорядках задержаны 14 человек, которым 16 мая избирают меру пресечения. Среди них — директор Хованского кладбища Юрий Чабуев. В производстве Следственного комитета — дела сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса.
"Убийство двух и более лиц", "Организация массовых беспорядков", "Незаконное хранение оружия", — перечисляет статьи Уголовного кодекса России помощник руководителя Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве Александр Никитин.
К побоищу может быть причастен теперь уже бывший сотрудник отдела полиции по району Хамовники Никита Мошенко. Как полагают следователи, он также участвовал в драке.