Бывшего главу службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина этапировали из колонии для пожизненно осужденных "Черный дельфин". Куда и зачем — администрация не сообщает. Адвокат предполагает, что Пичугина везут из Оренбургской области в Москву для новых следственных действий. Возможно, они будут связаны с возобновлением дела в отношении Михаила Ходорковского.
В колонии "Черный дельфин" Алексей Пичугин провел больше восьми лет. Пожизненно осужденный за организацию трех убийств и четырех покушений просил о помиловании, но получил отказ. Впрочем, по заявлению адвокатов экс-главы службы внутренней безопасности ЮКОСа, заключенный Пичугин стены Соль-Илецкой тюрьмы все-таки покинул, был этапирован. Предположительно, в Москву.
"Пытаюсь сейчас выяснить, где он. Пока никакого ответа у меня нет. Мне никто ничего не сообщал, это местный адвокат выяснил. Пытаемся понять, есть ли он в каком-то из следственных изоляторов города Москвы. Так на словах сказали в колонии. Предположительно, это Москва. Но мы пока точно ничего не знаем", — отметила адвокат Пичугина Ксения Костромина.
Решение этапировать Пичугина правозащитники связывают прежде всего с расследованием гибели мэра Нефтеюганска. Владимир Петухов был расстрелян в 1998 году по дороге на работу, недалеко от здания городской администрации. Исполнителей бандитов из камышинской преступной группировки установили быстро. Позднее назвали и доказали вину организатора — непосредственно Алексея Пичугина, который фактический приказ об устранении неугодного чиновника получил от совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина. А вот непосредственно заказчиком предположительно был Михаил Ходорковский. В России ему уже предъявлено заочное обвинение в организации убийства. Однако показаний на бывшего шефа Пичугин прежде никогда не давал.
"Я не исключаю, что сейчас его этапируют в Москву для проведения определенных следственных действий. И, безусловно, ради просто какого-то простого разговора его никто не будет доставлять в Москву просто для того, чтобы с ним пообщаться. Потому что у наших правоохранителей, следственных органов, есть представители везде. Поэтому я думаю, что можно серьезно говорить, что можно серьезно говорить о том, что Пичугин хочет что-то рассказать", — отмечает юрист Александр Трещев.
По совпадению, первым о том, что Пичугина "вывезли из колонии", рассказал как раз Михаил Ходорковский. Свой призыв о помощи он разместил в социальной сети. Если кто-то что-то узнает, просил сообщить.
"По вполне понятным причинам Михаил Ходорковский испытывает острую опасность от того, что господин Пичугин даст показания против Ходорковского лично. Подобного рода поворот событий для него крайне неприятный, потому что позволит российским правоохранительным органам насытить фактурой то уголовное дело, которое сейчас расследуется. Это безусловно обрушит его имидж рыцаря в белых доспехах, защищающего демократию в России", — отмечает политолог Алексей Мухин.
Причин неожиданно изменить данному им обету молчания у Алексея Пичугина немало. "Черный дельфин", где он отбывает наказание, — колония особого режима. Здесь крайне суровые условия содержания. Никаких долгосрочных свиданий. Встреча с близкими — два раза в год, через стекло, под строгой охраной. Минимум контактов между заключенными. Постоянное видеонаблюдение и обыски. Полоска неба за окном — все, что видно через решетку, чтобы преступники не могли сориентироваться на местности. Между корпусами передвигаются с завязанными глазами. А камеру площадью пять квадратных метров покидают только в наручниках, с заведенными за спину руками, согнувшись пополам.
"Везде осужденные они в наручниках. Даже в душе. Молельная комната присутствует там. Но и в молельной комнате осужденный прикован браслетом, левой рукой. То есть, передвижений никаких. Сопровождают минимум трое сотрудников, служебная собака. То есть все меры безопасности приняты. Именно поэтому из "Черного дельфина" ни одного побега не было за всю его историю", — рассказывает эксперт Общественной палаты России Павел Пятницкий.
А еще за всю историю "Черного дельфина" не было прецедента условно-досрочного освобождения. Так что помилование — единственный, пусть пока и весьма теоретический, шанс выйти на свободу. Попытка использовать его в первый раз Алексею Пичугину, правда, не удалась. Но по закону ходатайство подавать можно вновь и вновь, демонстрируя наглядное, а главное, действенное раскаяние.