Лидером мятежников в Турции назван экс-главком ВВС страны Акын Озтюрк. Он руководил Военно-воздушными силами с 2013-го по 2015-й, а в конце августа этого года его должны были уволить в запас. Одним из мотивов его действий мог стать готовящийся военный совет. На заседании планировалось обсудить возможные связи Озтюрка с проповедником Фетхуллахом Гюленом, который живет в США. Военных переворотов в Турции не было 36 лет. С 1980 года.
Единственный танк на мосту через Босфор — это не предел, бывало, что улицы Стамбула буквально наводняла бронетехника. В Турции военные перевороты все равно что вехи развития страны, и, как ни странно, каждая смена власти, к которой была причастна армия, делала государство более демократическим и открытым для международного сообщества.
Со времен Мустафы Кемаля Ататюрка, весьма успешного полководца, который считается основателем Турецкой республики и современной турецкой армии, войска здесь всегда традиционно стояли на страже светских устоев.
Военный музей — одна из главных стамбульских достопримечательностей. В помещениях бывших кадетских казарм — ятаганы, пики, револьверы и крупнокалиберные пушки. Девять тысяч экспонатов, и почти все это из истории военных переворотов: у турков очень богатый опыт.
1960-й, 1971-й, 1980-й — во второй половине ХХ века раз в десять лет турецкие генералы обновляли состав правительства и редактировали Конституцию.
Герой третьего переворота — начальник генштаба Кенан Эврен. Даже недруги признают: став президентом, он привлек в страну многомиллионные иностранные инвестиции и таким образом вывел из пике загибающуюся турецкую экономику.
Четвертый переворот — в 1997-м — состоялся не в полной мере. Перестановок в кабинете не было, военные лишь заставили первого исламиста в турецком правительстве Неджметтина Эрбакана сделать законодательство более светским.
Его ученик и соратник Реджеп Тайип Эрдоган генералитету не простил. Его "Партия справедливости и развития" — изначально происламская, она открыто это пропагандирует. Эрдоган и к власти пришел, между прочим, в коалиции с тем самым Феттулахом Гюленом, мусульманским проповедником, которого сейчас обвиняет в организации очередного переворота. На президентском посту он методично и последовательно уничтожал армейскую верхушку. Под суд попали даже офицеры, участвовавшие в предыдущих путчах, основная масса получила пожизненные сроки.
"В Турции армия всегда была институтом, предохраняющим от исламизации. От власти отстранялись наиболее радикальные политики", — отметил Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.
Турция — член НАТО, и армия у нее вторая по численности в альянсе после США. Военным, которые в стране представляют реальную силу, политика Эрдогана давно не нравилась. Генералитет был против сирийской авантюры, и даже эпизод со сбитым российским бомбардировщиком явно не играл на руку турецким войскам — после этого они перестали контролировать небо над Сирий, и теперь там безраздельно царит наша авиация.
Пилот, стрелявший по российскому Су-24, кстати, как сообщается, участвовал в перевороте, он арестован. Обострение конфликта с курдами — тоже дело рук Эрдогана, и результат этого — курдские террористические атаки по всей стране. Турецкое общество расколото, в том числе и сообщениями о коррупции, которую связывают с семьей президента.
"Кто будет воевать с курдами? Не сын Эрдогана, погрязший в коррупции. Армии это надоело", — подчеркнул Семен Багдасаров, руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии
Тем не менее свергнуть неугодного политика турецкой армии впервые не удалось — мятеж подавлен. А это означает, что и в силовых структурах у Эрдогана достаточно сторонников и большая часть населения по-прежнему поддерживает законно избранную власть.
Эксперты называют событие, которое могло стать отправной точкой для подготовки мятежа, — это теракт в Анкаре 17 февраля этого года. Среди погибших тогда были 22 военных летчика. Власти наотрез отказывались комментировать эту информацию. А местные СМИ писали, что президент Эрдоган лично отдал распоряжение всячески утаивать факт гибели офицеров.