В Нью-Йорке этой ночью снова встретились Сергей Лавров и Джон Керри. Главы МИД России и США используют площадку Генассамблеи ООН как возможность расставить все точки над "i" в ситуации в Сирии. Точнее, к этому стремится Москва, а вот Вашингтон опять ограничивается лишь обещаниями и обвинениями.
Они общались за закрытыми дверями и без камер, затем провели переговоры по телефону и этой ночью снова встретились с глазу на глаз. Тема одна, но вопросов и разногласий много. На Генассамблее ООН тема Сирии звучит в каждом втором выступлении. Делегации не скрывают, что от Москвы и Вашингтона будет зависеть очень многое.
"Нужно, наверно, воздерживаться от эмоциональных инстинктов сразу бежать к микрофону и что-то комментировать, а сначала провести расследование — тщательное и профессиональное", — призвал Сергей Лавров.
Вашингтон ждать не захотел и, похоже, изначально не собирался. Пентагон заочно обвинил во всем Москву. Сказали примерно следующее: удар нанесла российская или сирийская авиация, но в ответе в любом случае Москва. И на полях Генассамблеи Джон Керри эту линию продолжил
"В понедельник Сергей сказал: давайте изучим факты и разберемся в том, что произошло. Во время нападения на гуманитарный конвой ООН погибли 20 сотрудников. И это при том, что миссия была согласована, и все участники конфликта знали о ней. Это подрывает наши усилия по урегулированию кризиса. У всех нас возникают вопросы, могут ли Россия или режим Асада выполнять обязательства, взятые на себя в Женеве. К некоторым группам оппозиции тоже есть вопросы, не касательно этой атаки, а вообще в целом", — заявил Джон Керри.
Вопросы готовы задавать и в российском Министерстве обороны. Только там, в отличие от Вашингтона, слова подкрепляют фактами. Сначала ведомство обнародовало видео с пикапом боевиков с тяжелым минометом возле колонны ООН. А теперь выясняются новые подробности: наши системы наблюдения засекли беспилотник возглавляемой США коалиции, он появился за несколько минут до атаки на автоколонну и ушел через полчаса после возгорания.
"Наши западные коллеги делают все, чтобы на фоне информационного шума замылить трагедию в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор, намеренно отвести фокус мировой общественности от развязывания боевиками наступления на город Алеппо и тем самым скрыть факт несостоятельности США в разведении отрядов умеренной оппозиции и террористов", — сообщил Игорь Конашенков, официальный представитель Министерства обороны РФ.
В Пентагоне поспешили эти сведения опровергнуть. Мол, беспилотника коалиции в районе нападения не было. Слова снова подкрепили словами. Позиция Москвы и Дамаска настолько не нравится Вашингтону, что Джон Керри с трибуны заявляет: он и глава российского МИД живут в параллельных вселенных.
"Я выслушал своего российского коллегу, и у меня сложилось впечатление, что мы находимся в параллельных вселенных. Мы встречались в Вене, в Нью-Йорке и в Мюнхене. Затем проходили переговоры группы поддержки Сирии, и, наконец, здесь в Совбезе. Прекращение огня – это не предварительное условие, а международное соглашение, к которому мы приходили четыре раза. И четыре раза оно срывалось из-за действий независимых игроков. Тех, кто перемирия не хочет", — утверждает Джон Керри.
Не лишенное пафоса выступление Керри Мария Захарова называет спланированным шоу. По словам официального представителя российского МИД, таким образом Вашингтон хочет снять с себя ответственность за собственные промахи. Например, за недавний обстрел правительственных войск в Сирии под Дейр-эз-Зором или за то, что сами не выполняют взятые на себя обязательства. Вашингтон до сих пор не отправил Москве данные о том, кого США считают террористами, а кого умеренной оппозицией.
"Сейчас то, что нужно сделать, это нужно отделить умеренную оппозицию, раз США так настаивают, что это правильные ребята, что это не террористы. Так отделите их! Заставьте их сказать, что они не имеют ничего общего ни с "Джебхат-ан-Нуср (запрещена в РФ)ой", ни с ИГИЛ (запрещена в РФ)(организация запрещена в РФ)", — призвала Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ.
Примечательно, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в этой истории занял нейтральную позицию. Напомнил, что прежде, чем делать выводы надо собрать и изучить факты. Не стали угадывать виновных и сами сотрудники ООН, чьи коллеги погибли под Алеппо. Они устроили небольшой митинг и заявили, что гуманитарные миссии не должны быть мишенью той или иной стороны, как в прямом, так и в переносном, политическом смысле.