В сирийском Алеппо из восточных районов, оккупированных радикальными исламистами, спасаются жители. Помощь им оказывают как сирийская армия, так и христианское ополчение, а также российский Центр примирения враждующих сторон.
Это сложнейшая операция, в которой принимали участие сирийские военные, бойцы ополчения, офицеры российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии и Русская гуманитарная миссия. Подобного в Алеппо еще не делали. Все детали держали в секрете, чтобы боевики не узнали подробности. Группа мирных жителей обратилась за помощью в гуманитарную организацию. Люди хотели бежать, боевики угрожали расстрелом. План был выработан быстро: люди должны были выйти там, где террористы этого не ждали.
"Вот там находятся боевики, и они прекрасно просматривают дорогу. Но шанс есть. Надо только продумать маршрут и объяснить его людям, которые пойдут, чтобы они четко выполнили инструкции", — объясняет комбат Мухаммед Рамадан. Он рассказывает о том, где находятся позиции радикалов и как мирным жителям можно хоть и с огромным риском пройти на территорию, которую контролируют правительственные силы.
Две семьи получили необходимые инструкции. Здесь нет права на ошибку. Движение 10 человек начали в полной темноте. Пройти нужно всего метров 600, но это, пожалуй, самый длинный путь в жизни этих людей.
Старший от христианского ополчения Хамада по телефону дает необходимые указания и ориентиры. Он намеренно говорит спокойно и даже немного расслаблено. Он хочет вселить уверенность в беженцев. От террористов их отделяет всего 50 метров.
Благодаря тепловизору видно, как взрослые по-пластунски ползут вперед, на их руках дети. Они останавливаются через каждые 5-10 метров, чтобы отдохнуть и набраться мужества до следующего шага. Через час после начала 10 человек в точке встречи. Здесь минимум эмоций, ведь рядом боевики.
И вот они в безопасности! Здесь и объятья незнакомых людей, и радость, и усталость, и голодные и испуганные взгляды детей. "Мы давно хотели убежать, с террористами жить просто невыносимо, — говорит житель восточной части Алеппо Абдул Азил Самакие. — Мы решили выйти, даже несмотря на то, что у нас тут негде жить и бежать было смертельно опасно. Там невозможно, понимаете?! Бандиты выдают еду, только если ты идешь за них воевать. И боевики говорят людям, что это ислам, но они неверные, они ничего не знают о боге".
С передовой беженцев на автобусе везут в относительно безопасный район. Уже здесь они звонят знакомым в восточную часть и говорят: "У нас получилось! Получится и у вас". В восточной части Алеппо живут более ста тысяч жителей, и все они по сути заложники террористических группировок, часть из которых на Западе по-прежнему называют умеренными оппозиционными силами.