Тема:

Обмен санкциями 11 часов назад

Москва все еще готова к диалогу с Вашингтоном

Принятые российской стороной ограничения – это не принцип "око за око", пояснил Сергей Лавров Госсекретарю Тиллерсону по телефону, а вынужденный шаг, сделанный в расчете на то, что американская сторона задумается о последствиях конфронтации. Москва при этом открыта для диалога. Готов ли Госдеп?

Принятые российской стороной ограничения — это не принцип "око за око", пояснил Сергей Лавров Госсекретарю Тиллерсону по телефону, а вынужденный шаг, сделанный в расчете на то, что американская сторона задумается о последствиях конфронтации. Москва при этом открыта для диалога. Готов ли Госдеп?

Только табличка с адресом — и никаких намеков, что за высоким забором. Человеку с улицы место ни о чем не скажет, но участок очень хорошо знаком американским дипломатам. С середины прошлого века сюда на отдых приезжают сотрудники посольства США, работающие в Москве.

Все выходные журналисты наблюдали за участком, но гости так и не появились. Окна зашторены, гриль запакован. Судя по соцсетям, это местечко американцы на русский манер называли "дача". Пикники проводили с обязательным звездно-полосатым флагом, содовой. Майкл Макфол, будучи послом, любил здесь проводить время. Шумные вечеринки с танцами до утра.

Отдыхающие ели и пили из пластиковой посуды. Дом не обжит. Сюда наведывались на выходные. Но вскоре дачный сезон американцев будет закрыт. И — что самое главное — число потенциальных отдыхающих сильно сократиться. Москва приняла в отношении Вашингтона комплекс мер. Приостановлено пользование посольством США ряда объектов в столице. Численность американской дипмиссии с 1 сентября будет урезана.

"То, что сейчас сделано, — это ответ на незаконные противоправные действия в США. И ответ, прежде всего, на антироссийскую вакханалию в американском конгрессе. Мы об этом американцам сказали и очень серьезно их предупредили, чтобы они взвесили разрушительные последствия происходящего для самой структуры международных отношений, не говоря уже о фундаменте российско-американских отношений двусторонних", — заявил Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ.

Сокращение штатов — пожалуй, самая чувствительная мера для американцев. По некоторым данным, Госдепартаменту придется вернуть домой за океан более 700 своих сотрудников, работающих в России.

"Это реально болезненный удар по американским интересам. Они привыкли здесь иметь народу много, ходить везде, смотреть за всем, что происходит, чтобы неправительственные организации были окучены, ездить по регионам, искать, что там произошло. И им это сейчас будет делать гораздо сложнее", — считает Владимир Грачев, помощник посла СССР в США Анатолия Добрынина в 1981-86 годах.

1200 дипломатов от США сейчас аккредитованы в России. То есть уедет почти две трети. Это требование Москвы — сократить миссию до 455 человек. Ровно столько наших сейчас работают в Штатах. И так восстанавливают паритет.

МИД по праву мог уравнять численность еще семь месяцев назад, когда Вашингтон выдворил сотрудников российского посольства и арестовал наш комплекс зданий. Но Москва вела себя подчеркнуто сдержанно. Отказавшись тогда от зеркальных мер, Россия дала новому хозяину Белого дома возможность переосмыслить подходы. У Трампа были все шансы реанимировать двусторонние отношения. Время шло, но ситуация только ухудшалась. И вот Сенат проголосовал за ужесточение санкций. На Смоленскую площадь был вызван американский посол, дипломату вручена нота.

"Мы рассчитываем на то, что на этом обмен ударами будет приостановлен. Если США вопреки здравому смыслу и нашим призывам пойдут на дальнейшее осложнение отношений, конечно, мы в долгу не останемся. Ответ может быть зеркальным. Мы хотим, чтобы под обменом ударами была поставлена черта, а дальше надо переключаться на конструктивную работу", — считает Сергей Рябков.

Двусторонним дипотношениям больше 200 лет. И переживали они всякое. В 1986 году из Штатов выдворили сразу 55 советских дипломатов. Ассиметричный ответ был обескураживающим. В Союзе 250 москвичей, обслуживающих американское посольство, перестали выходить на работу. Вот какая заметка сохранилась в одной из газет: "В американском посольстве закрылась столовая. Посольские автомашины стоят во дворе, поскольку советские шоферы больше там не работают. Американские мамаши сами возят своих детей в школу".

"Американское посольство оказалось парализованным. Американцы заменили наших своими сотрудниками, но эта операция оказалась для них очень дорогой обошлась дополнительно в 150 тысяч долларов в год за каждого", — отметил Владимир Васильев, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН.

В 1991-м железный занавес рухнул, демократия широко распахнула двери для новых возможностей. В поисках лучшей жизни за океан хлынули туристы, эмигранты. Километровые очереди за визами в посольство США. Советский Союз стал историей. Новая Россия верила в светлое будущее, где Штаты — лучший друг. С какой-то детской наивностью новая Россия делает американцам невиданной щедрости подарок. Глава КГБ Вадим Бакатин передает за океан детальную схему прослушки посольства на Новинском бульваре.

"Бакатин счел, что наступили всеобщая любовь в мире и всеобщее равенство и что американцы относятся к нам с таким же уважением, с каким мы собирались, хотели бы относиться к ним. Ошибка эта была очень серьезной и очень повлияла на наши отношения с США", — подчеркнул Николай Долгополов, журналист, публицист, писатель.

К хорошему в Вашингтоне, похоже, быстро привыкли. Последние пару десятилетий США ведут себя все бесцеремоннее, пребывая в полной уверенности, что одернуть никто не решится.

Опытнейший дипломат, посол США в Москве Джон Теффт на полном серьезе заявил, что ограничения российского МИД его разочаровали.

"Посол США лучше бы глубокое разочарование выражал тогда, когда высылали российских дипломатов. Бесконечное шельмование России, которое сейчас происходит, объясняется во многом и внутриполитическими соображениями", — уверен Сергей Орджоникидзе, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, в 1999-2002 годах — заместитель министра иностранных дел РФ.

Что важно — ответные меры Москвы распространяются на весь американский дипкорпус. С 1 сентября общий штат миссии, то есть консульств во Владивостоке, Екатеринбурге, Питере, и посольства в столице не должен в сумме превышать 455 человек. Будет ограничен доступ не только к даче в Серебряном бору, но и складской базе, которую посольство США арендовало в Южном Чертаново.

Площадь склада — больше 2 тысяч квадратных метров. Что внутри, неизвестно. По международным нормам у хозяйственных территорий тоже может быть дипломатический иммунитет.

"Мы тронули склад. Он для посольства важен. Они получают много всяких товаров, стройматериалов, и все это временно складируется, чтобы в посольстве не лежало", — отметил Александр Лосюков, бывший заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

На сборы американские дипломаты получили больше месяца, тогда как сотрудникам российского посольства дали всего три дня. Несмотря на принятые контрмеры, МИД продолжит усилия по возврату собственности в США — зданий в Мэриленде и Нью-Йорке.

"Мы будем добиваться возвращения нашего достояния. Мы сказали американцам официально, что когда наша собственность нам будет возвращена, они смогут восстановить нормальное использование своих объектов в Москве", — сказал Сергей Рябков.

За американцами в Москве числятся четыре объекта. И к половине из них доступ открыт. Американцы свободно распоряжаются комплексом на Новинском бульваре, где размещено посольство, функционирует и резиденция посла в Спасопесковском переулке. Старинное здание известно как Spaso House.

Строчки из "Мастера и Маргариты", в которых нет художественного вымысла. Михаил Булгаков написал их под впечатлением от посещения Spaso House в 1935 году. В то время отношения между Москвой и Вашингтоном называли "медовым месяцем". Американские дипломаты с добротой и радушием приглашали сюда советских руководителей, военачальников, интеллигенцию. Гостей старались максимально удивить.

Интерьеры особняка захватывают. К слову, скоро сменится главный жилец Spaso House — посол Теффт уходит на пенсию. Его преемник определён, но официально до сих пор не назначен. Новому послу предстоит выводить двусторонние отношения из тупика.

"И в советское время были трудные времена, но все равно оставались доверительные возможности говорить открыто на все темы. Это делалось негласно. Но дипломаты говорили и искали пути решения конфликтов. Когда перестают говорить дипломаты, начинают говорить пушки. Конечно, никто не хочет такого варианта, американцы в том числе", — уверен Александр Лосюков.

В российском МИД подчеркивают, что, какой бы острой ни была ситуация, Москва не поддается эмоциям и готова к диалогу с Вашингтоном.