Новый аукционный рекорд составляет теперь 450 миллионов долларов. И получит их миллиардер из России за Леонардо да Винчи. Дуэль за картину "Спаситель мира", ровесницу "Джоконды" и "Тайной вечери", продолжалась всего 19 минут, но развивалась по всем законам Голливуда. Стартовая цена за это время увеличилась вчетверо, а победитель остался неизвестным.
На аукционе Chrystye's не бывает случайных лотов. В этой осенней сессии продаж представлены работы Ван Гога, Матисса и Пикассо. Но именно творение великого Леонардо "Спаситель мира" — единственная картина его кисти, находящаяся в частном владении, превращает нью-йоркские торги в культурное событие мирового уровня.
Широкой публики шедевр до этого доступен был только один раз. Работу выставляли в национальной галерее Лондона шесть лет назад. Теперь показали сразу в нескольких странах, специально фиксируя на камеру и эмоции посетителей. Посмотреть приходил и тезка художника — актер Леонардо ДиКаприо.
Одни знатоки относят полотно к миланскому периоду творчества да Винчи, когда он создавал "Тайную вечерю". Другие уверены, что мастер работал над картиной во Флоренции, где писал и Мона Лизу.
"То, как выполнены его знаменитые тени, например, тени на лице Моны Лизы, очень сильно характеризуют его работы в этот период", — ведущий специалист аукционного дома Christie's по картинам старых мастеров Алан Винтермут.
Впервые картина упоминается как часть коллекции английского короля Карла I. Сто двадцать лет спустя незаконный сын графа Букингемского выставил произведение на аукционе, после чего оно исчезло на целых полтора века, пока его не приобрел английский промышленник Фредерик Кук.
Авторство да Винчи эксперты оспаривали. И полотно наследники Кука продали на аукционе Sotheby's всего за 45 фунтов. Впрочем, те, кто придерживается версии, что картину писал не сам великий мастер, а кто-то из подражавших ему учеников, есть до сих пор.
"О существовании картины было известно всегда, но однажды она исчезла. Считалось, что она была уничтожена, и была обнаружена только в 2005 году на небольшой домашней распродаже в Америке. Картина была перепачкана краской, и нельзя было оценить ее качество. Несколько очень умных и очень удачливых дельцов приобрели ее и начали процесс очищения от старой краски. Тогда-то и стала видна рука Леонардо", — поясняет ведущий специалист аукционного дома Christie's по картинам старых мастеров Алан Винтермут.
Как реставраторы Нью-йоркского института изящных искусств возвращали шедевру его первоначальный облик, видно на реконструкции. В эпоху Контрреформации к лицу Спасителя пририсовали усы. Решение выставлять картину в категории современного искусства в аукционном доме объяснили тем, что полотно Леонардо бессмертно, а значит, актуально и в наши дни.
"Я хотела прийти и увидеть картину потому, что она – часть истории. Кажется, ее выставил на продажу российский миллиардер", — говорит Пэтти Лерман.
У Дмитрия Рыболовлева картина оказалась четыре года назад. Работу да Винчи купил человек, помогавший ему формировать коллекцию, за 80 миллионов долларов. А потом перепродал ему же, но уже в полтора раза дороже, что стало поводом для судебного иска.
Драматичный сюжет ждал и тех, кто следил за самими торгами.
Стартовую цену обозначили в 75 миллионов. Но это было только начало — 150, 200, 300 миллионов. В какой-то момент торги обернулись соревнованием только двух неуступчивых претендентов. Напряжение их представителей, не расстававшихся с трубками, кажется, передавалось всему залу, ожидавшему развязки.
С обязательными налогами и сборами итоговые 450 миллионов 312 тысяч 500 долларов устанавливают мировой аукционный рекорд. Никогда прежде еще ни одно произведение искусство на открытых торгах не продавалось за такие деньги. Впрочем, тот, кто рекорд установил, пока решил остаться неизвестным.