Премьер-министр Украины Арсений Яценюк — персонаж довольно комичный. Основной его политический прием — это требовать.
Он требовал от России компенсацию на восстановление Донбасса и списания долга в три миллиарда долларов. Он требовал от Евросоюза увеличить помощь Украине в десять раз, а от "Газпрома" — 16 миллиардов долларов за транзит. Он требовал много чего, но никогда не говорил, что будет после выполнения его требований. Ну, то есть, что будет дальше. Каков план?
И вот, наконец, план был сформулирован на открытии первого на Украине некоммерческого IT-инкубатора. "Я вижу новую Украину, которая имеет все шансы стать лидером в Европе, — сказал премьер Яценюк. — Потому что у нас есть самый важный потенциал — интеллект. Если несколько лет назад все думали, что потенциал — это газ и нефть — посмотрите на цены и вспомните россиян". Конец цитаты.
И, надо признать, Арсений Петрович не лукавит. Интеллектуальный потенциал Украины действительно очень велик. Академики Лебедев, Глушков и Патон. Авиаконструктор Антонов. Хирург Амосов. Множество важнейших для СССР институтов и предприятий. Почему бы всё это не возродить? Тем более, что Арсений Петрович — не первый, кто об этом мечтает.
Еще 15 лет назад мне довелось написать книгу для одного украинского политика, который тоже мечтал сделать постсоветскую Украину другой. Политика звали Александр Алексеевич Зинченко, и в 2001-м году он был депутатом Верховной Рады и руководил телеканалом "Интер".
У этого человека была мечта — воскресить украинскую промышленность и науку с помощью проекта по созданию и запуску мощного спутника связи. Все украинские институты и предприятия должны были воспрянуть, создавая этот сложный и большой спутник. Запустить его предполагалось с помощью украинской ракеты с морской платформы Sea Launch. И потом продавать мощности этого спутника европейским странам.
План Зинченко был подробен и изобиловал цифрами. Он рассказывал о подобном спутнике, созданном в Израиле. Он точно знал, какой из институтов за какую часть проекта будет отвечать. И весь этот план, с цифрами и конкретными предприятиями, мы с ним изложили в книге, которая так и называлась: "Украинский технологический ренессанс".
Не знаю, помогла ли эта книга Александру Зинченко для избрания в новый состав Верховной Рады. Наверное, он попал бы туда и без нее. И, наверное, у простого вице-спикера парламента, пусть даже и руководящего крупнейшим телеканалом страны, не хватило ресурса для реализации его детального плана по возрождению технологической мощи страны.
Но Александр Алексеевич умел смотреть в будущее. И уже через пару лет после написания той самой книги Зинченко вышел из своей социал-демократической партии и возглавил избирательный штаб Виктора Ющенко. Шаг оказался правильным: один из лидеров оранжевой революции занял один из высших постов страны. Стал государственным секретарем Украины, что в переводе на русский означает: глава администрации президента.
И вот у тебя в руках все ресурсы страны. А в голове у тебя — детальный план, как этими ресурсами распорядиться. И что мы с вами знаем о запущенном Украиной большом спутнике связи? Правильно: ничего. План не был реализован, Зинченко погряз в дрязгах, обвинил соратника Ющенко Петра Порошенко в коррупции и подал в отставку. А спустя еще пять лет умер от онкологического заболевания.
А теперь вспомним про россиян, как посоветовал своей аудитории премьер Яценюк. За те годы, что Александр Зинченко мечтал об украинском техно-прорыве, у газонефтяных россиян случились "ВКонтакте" и "Яндекс". Танковая платформа "Армата" и самолет Т-50. И даже дотационная Белоруссия создала за эти годы одну из крупнейших в мире многопользовательских игр World of Tanks.
Мне бы вовсе не хотелось говорить тут, что украинцы ни на что не способны. Нет, в том-то и дело, что они очень способны. Но они знают это и без премьера Яценюка. А вот чего они не знают — так это почему силовые министерства правительства Яценюка весь прошлый год громили IT-сектор Украины, изымая серверы крупнейших компаний по очень сомнительным основаниям.
Увы, но по этому поводу премьер-министр Яценюк ничего создателям украинских стартапов не рассказал.