На прилавки российских магазинов возвращается сельдь иваси. Вылов популярной в советское время рыбы, без которой не обходилось ни одно застолье, прекратился ещё четверть века назад — тогда её популяция резко сократилась. Но за минувшие десятилетия поголовье иваси восстановилось. В этом уже убедились рыболовы, которые вышли на промысел в Японское море.
Танец консервных банок на конвейере не прекращается ни на минуту. Плавбаза "Всеволод Сибирцев" перешла на круглосуточный режим работы. Иваси не просто клюет, льётся рекой. Небольшая рыбка с пятнышками на боках спустя десятилетия снова возвращается на прилавки.
Это без преувеличения исторический момент для российской рыболовной отрасли. Рыбацкий сейнер заводит кошельковый невод — только такой годится для промысла иваси. Для рыбаков это совершенно новый опыт, ведь иваси не ловили почти 30 лет.
Пока только одна рыбопромышленная компания на Дальнем Востоке решилась на эксперимент, заказала такой невод и отправилась на промысел. Полтора года и 20 миллионов рублей ушло на пошив сети. "Кошелёк" весит 40 тонн. Жирная и нежная иваси просто не выдержит обычного трала, и на палубу выгрузят рыбный фарш. А "кошелёк" будто сачком накрывает косяк сардин — остается только затянуть трос снизу и поднять на борт.
Эту рыбу нужно перерабатывать сразу в море, после того, как добыли. Буквально в первые часы она должна пойти в переработку, чтобы сохранить все свои качества и свойства", — рассказывает капитан-наставник судов компании Юрий Грушко.
Так и работают — борт о борт у берегов Южных Курил. Сейнер вылавливает иваси и тут же отгружает на плавбазу. Это один из крупнейших плавучих заводов мира. Он способен переработать 700 тонн рыбы за сутки. Кроме консервов, рыбу здесь морозят и перемалывают в муку. Режим работы — нон-стоп, чтобы баночки с аппетитным филе разошлись по всей стране.
Иваси называли "советской селёдкой". Казалось, не было рыбы доступнее и популярнее. Действительно, похожая на сельдь, но на самом деле дальневосточная сардина, закатанная в плоские жестяные банки, делила пальму первенства с килькой в томате. Даже звучит аппетитно — нежные ломтики слабосолёной иваси и отварная картошка с маслом. Это ужин, а в дуэте с горбушкой чёрного хлеба получалась отличная закуска.
А на праздничных застольях именно иваси оказывалась "под шубой", и из нее же хозяйки готовили форшмак. В 80-е годы промысел советского деликатеса достиг пика.
Тогда же на экраны вышел знаменитый фильм "Любовь и голуби". Мало кто знает, что звезда лирической комедии, актёр Александр Михайлов в юности мечтал не о сцене, а о море. Переехал из родного Забайкалья во Владивосток, три года бороздил моря на рыболовецких судах и ловил ту самую селёдку.
Миллион тонн за год было нормой вылова. Цифра огромная — это четверть от нынешнего общероссийского годового улова. 70-80-е годы — пик промысла. А потом иваси просто перестала подходить к российским берегам. Учёные объяснили — рыба цикличная, популяция восстанавливается десятки лет. И вот время пришло.
"Этот год — пробный, он станет определяющим для дальнейших объемов вылова. Я думаю, в целом, с учетом тех подходов рыбы, которые есть сейчас, цена будет обоснованной и не очень высокой", — говорит руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
На рыбных рынках Владивостока — изобилие. Крабы, гребешок, мидии, даже живые осётры плавают в бочке. О дефиците селёдки и говорить не приходится — копчёная и солёная, в разных заливках и соусах. Но покупатели постоянно интересуются, есть ли в продаже иваси, поэтому продавцы ждут пополнения ассортимента.
Вспомнить тот самый вкус можно будет совсем скоро. Первая партия пресервов прямо из моря поступит во Владивосток в конце недели. Рекордные уловы прошлых лет рыбаки повторить не стремятся — в России попросту столько не съедят. Но несколько десятков тысяч тонн дальневосточной сардины поймать уже готовы.