Объявив о выводе основного российского контингента из Сирии, Владимир Путин отметил, что задачи, которые стояли перед военными, в целом выполнены, и теперь в приоритете переговорный процесс. Также Москва будет следить за выполнением условий режима прекращения огня. Президент объявил о своём решении на встрече с министрами иностранных дел и обороны Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу.
Решение Верховного Главнокомандующего: операция, которая продолжалась почти полгода, завершается. Для российских Воздушно-космических сил она стала настоящим экзаменом. И результат говорит сам за себя.
"Считаю, что задача, поставленная перед российскими Вооруженными силами в Сирийской Арабской Республике, в целом выполнена. При участии российской военной группировки сирийским войскам и патриотическим силам Сирии удалось кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях, создать условия, как я уже сказал, для начала мирного процесса", — сообщил президент РФ.
Операция в Сирии началась 30 сентября 2015 года. За это время нанесен колоссальный удар по позициям террористов. Российским военным удалось создать в Сирии небольшую по численности, но весьма эффективную военную группировку, отмечает Владимир Путин. Истребительная и штурмовая авиация, космическая разведка, беспилотники — все силы и средства были брошены для борьбы с ИГИЛ. Методично и последовательно российские летчики уничтожали укрепления боевиков.
"В результате ударов удалось серьезно остановить, а в отдельных местах и полностью прекратить ресурсное обеспечение террористов за счет пресечения торговли углеводородами. Перекрыты основные пути доставки углеводородов в Турцию и основные пути доставки оружия и боеприпасов боевикам", — рассказал министр обороны Сергей Шойгу.
Углеводороды — финансовый фундамент ИГИЛ. Благодаря точечным ударам, российская авиация уничтожила почти двести объектов нефтедобычи, террористы лишились двух тысяч автомашин, которые использовались для доставки нефтепродуктов.
ВМФ нанес двойной удар — и со Средиземного моря, и с Каспия. Причем, как с надводных кораблей, так и с подводных лодок.
Военные создали в Сирии мощную систему противовоздушной обороны, она включает в себя даже самые современные комплексы С-400. Итог — сирийские войска освободили 400 населенных пунктов и более 10 тысяч квадратных километров. Уничтожено также более двух тысяч бандитов-выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров – это, по сути, была прямая террористическая угроза для нашей страны. Теперь будущее Сирии, безусловно, зависит от самих жителей, их умения договариваться и слышать друг друга. Впрочем, говорить, что Россия уходит из региона, было бы неверным.
"Наши пункты базирования — морской в Тартусе и авиационный в Хмеймиме — будут функционировать в прежнем режиме. Они должны быть надежно защищены с суши, с моря и с воздуха. Эта часть нашей воинской группировки находилась в Сирии традиционно много предыдущих лет, а сегодня должна будет исполнить очень важную функцию контроля за прекращением огня и созданием условий для мирного процесса", — пояснил Владимир Путин.
Собственно, базы в Хмеймиме и в Тартусе будут выполнять задачи, которые касаются наблюдения за тем, как соблюдается прекращение огня, уточняет позднее пресс-секретарь президента России. В Кремле понимают: ситуация очень хрупкая. Но именно операция Воздушно-космических сил фактически создала условия для политического диалога. Теперь основная нагрузка ложится уже на плечи дипломатов.
"В Женеве возобновились межсирийские переговоры между делегацией правительства и делегациями целого ряда оппозиционных групп. Работа непростая, предстоит еще понять, как все эти группы могут за одним столом собраться. Пока представители ООН работают индивидуально с каждой из них. Но процесс начат, и в наших общих интересах сделать его устойчивым и необратимым", — объяснил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Из Сирии в адрес России звучат слова признательности и благодарности. Президент Асад, с которым Владимир Путин пообщался по телефону, отметил профессионализм, мужество и героизм российских солдат и офицеров. При этом в Кремле уточняют, что решение о выводе войск принято на основе оценки результатов работы военных, а не по просьбе Асада. Представители сирийской оппозиции также приветствуют решение Москвы и надеются, что Россия теперь будет играть еще более значительную роль в мирном процессе.
Решение о завершении операции стало, похоже, полной неожиданностью для Вашингтона и европейских столиц. Комментарии пока крайне скудные. Но в Белом доме уже заявили, что не готовы предсказывать, как вывод российских сил может повлиять на процесс урегулирования, и воздержались от оценок. При этом в Вашингтоне не исключают возможного разговора Барака Обамы и Владимира Путина. А глава германского МИД Штайнмайер заявил, что вывод российских сил из Сирии окажет давление на Асада, и Дамаск начнет серьезный политический диалог на переговорах в Женеве. В любом случае, Москва, похоже, снова перехватила дипломатическую инициативу, нанеся колоссальный удар по международному терроризму и прочно вернувшись на Ближний Восток в качестве самостоятельного и твердого игрока.