Крупнейшую атомную аварию современности устраняли лопатами


Efrem Lukatsky/АР/ТАСС


Валерий Зуфаров/ТАСС


Валерий Зуфаров/ТАСС


Валерий Зуфаров/ТАСС

Ровно 30 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая авария за всю историю освоения мирного атома. На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС прогремел мощный взрыв.

Ровно 30 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года произошла крупнейшая авария за всю историю освоения мирного атома. На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС прогремел мощный взрыв. В атмосферу выбросило почти 200 тонн радиоактивных веществ. В зону поражения попали территории Украины, России и Белоруссии — всего около 160 тысяч квадратных километров. Сотни тысяч людей из разных городов Союза отправились на ликвидацию аварии. Ценой своей жизни и здоровья они помогали справиться с последствиями катастрофы. Всего в результате чернобыльской трагедии пострадали более двух миллионов человек, десятки погибли от высоких доз радиации. Следы опасных излучений не исчезли и сейчас.

Вокруг чернобыльской зоны очень много слухов. Здесь важен научный подход. Понимать, к примеру, что радионуклиды выпали в зоне пятнами. Здесь – обычный фон, а три шага в сторону – и дозиметр уже заходится громким писком. Но таких мест все меньше. За 30 лет пятна цезия и стронция погрузились в почву, их площадь сокращается. Вот что говорят специалисты.

"Изменения мощности экспозиционной дозы – если в начале аварии она измерялась сотнями микрорентген, то сейчас – десятки микрорентген – это произошло, потому что коротко живущие радионуклиды распались", поясняет Сергей Киреев генеральный директор ДСП "Эконцентр".

Сама Припять, безусловно, впечатляет: ржавое колесо обозрения, сгнившие аттракционы, куклы на полу оставленных хозяевами квартир. А еще — так называемое "кладбище сел": бесконечные ряды табличек-крестов с названиями эвакуированных после катастрофы деревень. Вместе с тем, практически заброшенная человеком, Зона превращается в заповедник. Есть подсчеты: косуль, оленей, кабанов в ее пределах столько же, сколько в обычных заповедниках, а волков – в семь раз больше. Парадоксально, но хроническое облучение на флору и фауну Зоны практически не повлияло.

"Мы тщательно проверяли – сравнивали на Украине чистые районы и загрязненные – нет отличий! Это артефакты!", — заявил Рудольф Алексахин, научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института радиологии и радиоэкологии РАН.

Масштабы Чернобыльской катастрофы могли быть гораздо больше. Этого не произошло благодаря беспримерному, без преувеличения, подвигу, который без огласки — ведь информацию об аварии тщательно засекречивали – совершили советские атомщики — белорусы, украинцы, русские.

"Сооружение объекта "Укрытие" за 6 месяцев в 1986 году – нужно понимать, что это – подвиг! Большой подвиг советского народа! Независимо от того, где бы эти люди сейчас не находились – они должны понимать и признавать это!", — подчеркнул Игорь Грамоткин, Генеральный директор ГСП "Чернобыльская АЭС".

Сейчас эти кадры знает весь мир: добровольцы-ликвидаторы, в легкой антирадиационной "броне" — свинцовый передник и рукавицы — лопатами разгребают радиоактивный шлак. Работали по несколько минут, тщательно контролируя щедро получаемую дозу. Всего за семь месяцев разрушенный четвертый энергоблок укрыли бетонным саркофагом. Объект так и назвали: "Укрытие".

"Возводился саркофаг в 1986 году в условиях чрезвычайно сложных, когда не только к блоку, но и на саму промплощадку в том направлении, куда выпал основной след, невозможно было подойти. Там уровни радиации были такие, что не только людям нельзя было подойти, машины отказывали", — говорит Леонид Большов, директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН.

Все эти 30 лет за саркофагом следили советские, а потом российские специалисты. В начале двухтысячных провели "стабилизацию" – укрепили и залатали разрушавшийся саркофаг, и опыт этой уникальной работы сейчас используют международные бригады, которые монтируют "Арку" – гигантский ангар, который защищает "Укрытие" от дождя и снега, а окружающую среду от радиации. "Арка" – следующий шаг в решении проблемы Чернобыля.

"Мы продемонстрируем всему миру, что потраченные средства донорами были не напрасными, а суммарная стоимость "Арки" – полтора миллиарда евро", — подчеркнул Игорь Грамоткин генеральный директор ГСП "Чернобыльская АЭС".

Однако сроки уже срывали пять раз и смета постоянно растет. Завершение работ пока назначено на конец нынешнего года.

Создание контаймента – это этап, это не финиш, это этап по преобразованию объекта в безопасный. "Вот мы потеряли сейчас сведения, у нас как не черный ящик, а серый – мы плохо представляем себе, что делается с этими тепловыделяющими материалами".

На Украине живо обсуждают тему создания ЦХОЯТ – Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива. Есть потенциальная возможность свозить сюда облученные топливные элементы со всей Европы и не только. Атомный объект планируют построить в верховьях Днепра, из него пьет воду почти половина всего населения страны. Американцы, которые дают деньги на этот проект — далеко. Им в случае аварии ничего не грозит. В отличие от самой Украины. И тогда невероятные усилия советских атомщиков по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нынешняя работа специалистов по сохранению стабильной ситуации в Зоне – все это может оказаться напрасным.