В Узбекистане 6 сентября – третий день траура по первому президенту страны Исламу Каримову. Все развлекательные передачи по телевидению отменены, на экранах – только выступления симфонических оркестров с разными вариантами реквиема. Утром многие мужчины получили СМС от мобильных операторов с приглашением прийти на поминальный плов.
В СМИ, тем временем, уже появляются статьи с предположениями, кто может стать следующим главой Узбекистана, который все 25 лет после распада СССР жил при одном президенте – Исламе Каримове.
Считается, наибольшие шансы стать новым главой государства – у действующего премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзиёева. Однако высказываются и другие предположения.
Версии западных СМИ
Западная пресса называет двух наиболее вероятных преемников Каримова: премьер-министра Шавката Мирзиёева и его заместителя Рустама Азимова.
В пользу кандидатуры Мирзиёева говорит больше факторов. Так, the Guardian обращает внимание на то, что он пользуется поддержкой влиятельного председателя службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова.
По мнению газеты Frankurter Allgemeine Zeitung (FAZ), знаком будущего президентства Мирзиёева является то, что он отвечал за организацию похорон. Также он хороший управленец с обширной сетью контактов, пишет the Washington Post.
Вероятность того, что заместитель премьер-министра Рустам Азимов возглавит страну, гораздо меньше. Издание замечает, что за ним тянется длинный коррупционный шлейф, к тому же он не пользуется достаточно большой поддержкой.
Немецкая FAZ называет в числе вероятных преемников и Рустама Иноятова.
В любом случае кандидатуру президента, скорее всего, выберет узбекская элита, отмечает большинство западных СМИ. В частности, считается, что Рустам Иноятов и младшая дочь Каримова Лола будут играть важную роль в принятии решения.
Однако иностранные журналисты выражают опасение, что если кланы не смогут найти общего преемника, то в стране наступит хаос, и этой ситуацией смогут воспользоваться радикальные исламисты.
Загадка старшей дочери Гульнары
О наследовании власти в Узбекистане детьми Ислама Каримова эксперты и политологи громко не говорят. По крайней мере, пока.
При этом злые языки в Ташкенте на подобные слухи отвечают, что дети Каримовых не учили узбекский язык и приезжали из-за границы 2-3 раза в год, сообщает сайт "Комсомольская правда".
Известно, что сын Петр, который был рожден в первом браке Ислама Каримова, числился замом председателя правления крупнейшего в Узбекистане банка, и с сестрами отношения не поддерживает.
Во втором браке с Татьяной Акбаровной у Ислама Каримова родились две дочери. Младшая – 38-летняя Лола — жена известного в Ташкенте бизнесмена, у них трое детей: сын и две дочери. Лола живет с семьей в Швейцарии и работает постпредом Узбекистана при ЮНЕСКО.
Однако больше всего публикаций в эти дни посвящено старшей дочери – эпатажной 44-летней Гульнаре. Многие наблюдатели обратили внимание на то, что на похоронах она не присутствовала.
После громкого скандала, разразившегося в 2014 году, о ней не было ничего известно, кроме того, что Гульнара по официальной информации содержится под домашним арестом.
Говорят, что горько разочарованный ее поведением отец тогда даже отхлестал Гульнару по щекам и проплакал целый день и ночь. Упоминали в тот год журналисты, в том числе западные, и о президентских амбициях старшей дочери Ислама Каримова.
Теперь же СМИ могут только строить догадки: уехала ли она заграницу, действительно ли находится под домашним арестом или, возможно, ее уже вовсе нет в живых?
Между тем, источник во властных структурах Узбекистана на условиях анонимности сообщил порталу "За рубежом", что нынешние руководители страны рассматривают Гульнару Каримову как потенциального конкурента Мирзиёева в борьбе за президентский пост.
Этим же, по словам источника, объясняется и то, что пока (по крайней мере, до президентских выборов) нет смысла выпускать старшую дочь Каримова из-под домашнего ареста.