ООН: битва за Мосул станет гуманитарной катастрофой

Представители ООН и международных правозащитных групп предупреждают, что взятие главного города "Исламского государства" – иракского Мосула, в котором проживает около миллиона человек, может обернуться огромными потерями и привести к гуманитарной катастрофе, и предлагают выработать план действий.

ООН и международные организации, занимающиеся проблемами беженцев, бьют тревогу. По их оценкам, грядущая операция по освобождению иракского города Мосул на севере страны, который является "столицей" территории, контролируемой террористической группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ), может привести к масштабной гуманитарной катастрофе. Наибольшую опасность, по мнению правозащитников, представляет неготовность инфраструктуры к наплыву беженцев, которых ожидается около миллиона.

До начала наступления боевиков "Исламского государства" Мосул являлся вторым по численности городом Ирака – его население составляло почти 1,5 миллиона человек. После того, как летом 2014 года город пал под натиском исламистов, сотни тысяч человек бежали из города, однако, по оценкам ООН, в городе по-прежнему остаётся более миллиона человек. Ситуация осложняется тем, что о точной численности жителей города, а также об условиях их жизни известно крайне мало. Это обусловлено, в первую очередь, запретом на пользование мобильными телефонами и интернетом, за нарушение которого может грозить жестокое наказание вплоть до смертной казни.

В настоящее время точная дата наступления на Мосул, кольцом окружённого иракскими войсками, курдскими вооружёнными формированиями, а также подразделениями турецкой армии, не определена. Чаще всего называются даты между концом октября и началом декабря. Недавно Реджеп Тайип Эрдоган — президент Турции, которая, предположительно, будет принимать участие в освобождении города, назвал в качестве даты 19 октября, однако официально коалиция, сражающаяся против "Исламского государства", пока не подтвердила эту дату.

Тем не менее, над Мосулом уже вовсю летают самолёты, которые разбрасывают агитационные листовки, обещающие его жителям скорое освобождение. Листовки советуют мосульцам не покидать свои дома после начала операции и дождаться, пока боевиков выбьют из города. Впрочем, как отмечают правозащитники, такой вариант маловероятен: уже сейчас ближайшие к городу лагеря для беженцев переполнены, а после начала военной операции ситуация неизбежно усугубится.

Военные, принимающие участие в подготовке операции, считают, что количество беженцев будет напрямую зависеть от того, как долго она продлится, однако, на вопрос о том, сколько времени потребуется на освобождение города, отвечают уклончиво. Ранее премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади обещал освободить Мосул до конца года, однако пока не вполне ясно, насколько эта задача осуществима – последние полгода исламисты активно готовятся к штурму города. Согласно сообщениям тех, кому удалось бежать из города, боевики роют противотанковые рвы и траншеи, минируют дороги и мосты и проводят учения, инсценирующие штурм города сразу с нескольких направлений. Поэтому, вопреки оптимизму иракского премьера, операция может продлиться гораздо дольше запланированного.

С 2014 года, когда боевикам "Исламского государства" удалось захватить около трети территории Ирака, более 700 тысяч человек были вынуждены оставить свои дома, спасаясь от насилия. Однако в случае с Мосулом, по мнению Мэттью Новэри, возглавляющего организацию "Мошна Самаритянина", специализирующегося на помощи беженцам, эта цифра может вырасти в несколько раз. Новэри считает, что штурм Мосула может стать самой крупной гуманитарной катастрофой, созданной человеком в XXI веке, и сравнивает ситуацию вокруг города с геноцидом в Руанде 1994 года, когда более 2 миллионов человек были вынуждены спасаться на территории соседних стран. По его мнению, единственным, что может спасти жителей Мосула, является предусмотрительная подготовка инфраструктуры для беженцев к моменту, когда начнётся его штурм.

Летом представители Верховного комиссара ООН по правам беженцев Антониу Гутерреша, который, как ожидается, вскоре сменит Пан Ги Муна на посту генерального секретаря, заявили, что для преодоления кризиса вокруг Мосула требуется порядка 284 миллионов долларов. К настоящему моменту организация получила менее половины этих средств: правительство США выделило на эти цели 130 миллионов долларов. Об этом сообщила Лиз Гранде, которая занимает пост гуманитарного координатора ООН по Ираку.

По словам Гранде, на эти средства в прилегающих к Мосулу районах уже созданы 20 пунктов экстренной помощи, где беженцы смогут получить горячее питание и воду, принять душ и укрыться от непогоды в специальных палатках. Однако этого мало: поскольку в Ираке лишь небольшая часть земли находится в частных руках, её аренда под нужды лагерей требует проведения многочисленных бюрократических процедур, которые сильно тормозят процесс.

Дополнительные проблемы создаёт тактика боевиков в отношении мирного населения, известная иракским войскам по освобождению Рамади, который был отбит у "Исламского государства" этой весной. Тогда в ходе штурма города террористы не гнушались использовать гражданское население в качестве живых щитов, расстреливали колонны с беженцами из огнестрельного оружия и внедряли в них своих агентов, оборудованных поясами смертников. В этой связи иракским военным, готовящимся к наступлению, нужно будет не только создать коридоры, по которым жители Мосула смогут беспрепятственно покинуть город, но и организовать систему проверок, чтобы отфильтровать внедрившихся в их ряды террористов.

Власти Ирака отмечают, что в ходе операции сделают всё возможное для того, чтобы снизить напряжённость между жителями Мосула, долгое время прожившими под властью исламистов, и теми, кто будет их освобождать. Так, Атил Нуджайфи, губернатор провинции Ниневия, в которой расположен город, подчеркнул, что к штурму не планируется привлекать шиитских ополченцев, так как большинство его населения исповедует суннизм.

"Официальный план состоит в том, что шиитские формирования не будут принимать участия в этом бою. Это официальный приказ премьер-министра, — подчеркнул губернатор. – Однако многие люди в городе по-прежнему боятся, что ополченцы ему не подчинятся".