Антироссийские санкции никак не помогут урегулированию украинского кризиса, Москва и Париж могут бороться с терроризмом вместе. Это слова Владимира Путина. Президенты России и Франции подвели итоги первой личной встречи. Договоренность о ней была достигнута не заранее, как это обычно происходит в дипломатической практике, а всего полторы недели назад, сразу после вступления нового французского лидера в должность (он и пригласил своего российского коллегу).
Отточен каждый шаг. Выправка безукоризненна. В сияющем на солнце золоте Версаля кажется, отражается сама история. Но пока кортеж российского президента мчится из аэропорта Руасси-Шарль де Голль, все разговоры в кулуарах о сегодняшнем состоянии двусторонних отношений.
Почетный караул. Красная ковровая дорожка. К торжественной церемонии все готово. Владимир Путин — первый иностранный лидер, которого Эммануэль Макрон принимает во Франции.
Это не просто резиденция французских королей, не просто достопримечательность, которые каждый год посещают миллионы: Версаль давно вписан в историю международных отношений. И выбор места говорит о многом. Президент Макрон ждет гостя на красной ковровой дорожке. Рукопожатие под выкрики фотографов.
Лидеры проходят в Версальский дворец. Протокольные кадры. Операторов лишь на пару минут пустили в кабинет. Затем к разговору присоединяются делегации. Деловой обед — хорошая возможность оценить утонченную французскую кухню.
Во Франции помнят, насколько важны отношения с Москвой. Особые отношения, существующие много столетий. Активность французского бизнеса только подтверждает это.
"Я убежден, что фундаментальные интересы России и Франции гораздо важнее текущей политической конъюнктуры, — говорит Владимир Путин. — Лучше всех это понимает, кстати, французский бизнес, который продолжает активно работать в России. Ни одна из почти 500 французских компаний, несмотря на все сложности экономические в последние годы, с российского рынка не ушла".
Но на политическом уровне в последнее время остры разногласия. Вопрос президентам — "В каком состоянии сегодня диалог двух стран?". "В последние годы такое ощущение, что отмечать, в общем-то, и нечего", — говорит журналистка.
"Как же нечего? – возражает Владимир Путин. – Вот трехсотлетие поездки отмечаем. Было бы желание что-нибудь отметить".
Французская пресса немало писала о таинственных российских хакерах и попытке влиять на результаты выборов. Тема не ушла и сегодня. "Было дело хакеров. Говорят, что они были из России", – спрашивает французский корреспондент.
"Уважаемый коллега, ну как можно комментировать такие вещи? Кто говорит? На основании чего говорит? — удивляется российский президент. – Пресса может себе позволить делать какие-то выводы, она для этого и существует, но в политике — это путь в никуда".
Зашла речь и о сопернице Эммануэля Макрона на выборах. Лидер "Национального фронта" в Москве была не раз, заявляет Путин, но это не значит, что фактор Ле Пен может негативно повлиять на диалог с Макроном. "Мы готовы принять вообще любого человека, — констатирует российский президент. – Всегда. Если госпожа Ле Пен попросила нас о встрече, почему мы должны были ей отказывать? Тем более (и вот это самое главное для нас), она публично всегда занимала позицию, нацеленную на развитие отношений с нашей страной. Было бы странно с нашей стороны отпихнуться от политических деятелей в Европе, которые хотят развивать многоплановое сотрудничество с Россией. И последнее – в таких вопросах мы же не дети, мы занимаемся серьезным делом. И кроме текущей политический конъюнктуры, есть фундаментальные интересы народов России и Франции. И именно этим мы с господином президентом и будем руководствоваться в своей деятельности".
Звучит конкретное предложение: создать рабочую группу, которая внимательно изучит двусторонний опыт по борьбе с терроризмом. Само собой речь, заходит о сирийском кризисе. "Я хочу победить в войне с террористами в Сирии, — говорит Эммануэль Макрон. – И хотел бы, чтобы мы совместно могли построить стабильный мир в Сирии".
"Как известно, Франция вносит свой вклад в борьбу с терроризмом в Сирии, — отмечает на это Владимир Путин. — В рамках международной коалиции под руководством Соединенных Штатов Америки. Насколько Франция самостоятельна в решении вопросов оперативного характера – это нам неизвестно, потому что это договоренности между союзниками, и нас в это не посвящают. Но, мне кажется, важнее другое – то, что мы сегодня в ходе переговоров почувствовали, что многие вещи нами оцениваются примерно одинаково, с одних и тех же позиций. Хотя есть и некоторые расхождения".
Россия уже три года под санкциями. Работают ли они, интересуются журналисты. "Вы спросили – как помогут санкции против России нормализации кризиса на юго-востоке Украины. Никак не помогут, — констатирует президент РФ. – Поэтому я обращаюсь и к вам, и к представителям средств массовой информации Франции: боритесь за отмену всяческих ограничений в мировой экономике. Только отмена всяких ограничений, свободный рынок и свободная конкуренция, честная, не обремененная политическими соображениями и конъюнктурными инструментами может помочь развитию мировой экономики и будет способствовать решению таких задач, как борьба с безработицей и повышение жизненного уровня наших граждан".
Взаимная вежливость на фоне юбилейной даты: отмечая, что Петр I в 1717 провел во Франции несколько недель, Путин приглашает Макрона в Москву. "Как известно, все делается в дипломатическом мире на основе взаимности, — говорит российский лидер. – Я тоже приглашаю господина президента в Россию. И, надеюсь, что он сможет несколько недель провести в Москве".
Подведя итоги, президенты дают старт уникальной выставке, посвященной 300-летию поездки Петра I. Жемчужины Эрмитажа — в Версале. Трехвековая история отношений двух государств. Экспозиция — не только возможность увидеть свидетельства прошлых эпох, это еще и символ того, как важен диалог Москвы и Парижа сегодня, и как много он значит для всей Европы.