Это дело рук ИГИЛ: запрещенная в России группировка террористов взяла на себя ответственность за теракт в Стамбуле. В результате взрыва на площади Султанахмет погибли 10 человек, 9 из них — граждане Германии. Среди раненых тоже есть немцы, а еще — туристы из Норвегии и Перу. Личность смертника уже установлена.
Собор Святой Софии, Голубая мечеть, египетский обелиск и роскошный фонтан – подарок от кайзера Вильгельма II султану Абдул-Хамиду II — все достопримечательности Турции в одном месте, настоящий символ города для самих турок и гостей Стамбула. Вот только сегодня вход на площадь Султанахмет закрыт. Идет контртеррористическая операция.
В 10:20 утра смертник активировал пояс. Взрыв унес жизни 10 человек, 15 ранены. Кровь на белой брусчатке. Многочисленные отряды полиции, с десяток карет скорой помощи. Настоящая спецоперация. Раненых спешно увозят в больницы. Дальше – информация лишь по твитам. Кто-то сообщает: видел в больнице европейскую пару, везут в реанимацию. Спустя почти два часа молчания власти все-таки – нет, не выходят к нации, а публикуют сухую заметку на сайте мэрии: данные по жертвам и пострадавшим и классическая формулировка: "следствие ведет работу".
Первые официальные комментарии от политиков ближе к вечеру. Выступает сразу не кто-нибудь, а президент. "Этот теракт вновь показал нам: мы должны противостоять терроризму единым фронтом, единой нацией, — говорит Реджеп Тайип Эрдоган. — Я глубоко осуждаю то, что произошло сегодня на площади Султанахмет. Мы полагаем, что атаку организовал смертник с сирийскими корнями".
Его выступление похоже на речи Олланда, Могерини и многих других европейских лидеров. Вот только турецкое следствие, как ни странно, оказалось в разы эффективней: личность преступника определили за несколько часов.
"Доказано: взрыв совершил террорист-смертник из Сирии 1988 года рождения, — говорит вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш. — На месте происшествия найдены фрагменты его тела".
Что примечательно, личности жертв на брифинге в Анкаре раскрывать не стали, а прессе, которая с самого начала теракта писала – "погибшие – европейцы" – к середине дня и вовсе приказали молчать. Стандартная турецкая практика в этом году уже применялась — в октябре, когда двойной теракт в Анкаре унес жизни 100 человек.
"Сейчас Турция действительно подвергается масштабным обвинениям в Европейском союзе – нарушения свободы слова, то есть необходимых принципов для вступления в ЕС, — отмечает старший научный сотрудник центра евро-атлантической безопасности Юлий Кудряшова. — Кроме того, европейцы не понимают и осуждают позицию Турции по курдам, они ведь борются с террористами всех мастей".
А ведь в ЕС Анкара действительно хочет. Эксперты поясняют: столь странное молчание объясняется просто: Эрдоган и спецслужбы все еще не определились, что именно сказать европейским партнерам, хотя версия уже намечается.
"Турецкое руководство очень часто все теракты, которые происходят на территории Турции, относит к ИГИЛ, — говорит заведующий отделом евроазийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. – Таким образом, они хотят показать, что турецкое руководство ИГИЛ (запрещена в РФ)не поддерживает. Значит, это якобы месть Турции от ИГИЛ за участие в антитеррористической организации. Зачем удар именно по иностранцам? Самая естественная причина – навредить туристическому бизнесу".
Кстати, на местное население такая метода не действует: Twitter уже полон нелестных комментариев в адрес правительства. Почему полиция приехала поздно? Что означает это молчание? И кто действительно стоит за этим преступлением? Журналисты и просто блогеры продолжают делиться друг с другом фактами, несмотря на запрет.