Тема:

Умер Борис Березовский 5 лет назад

Березовский считал Навального клоуном и вождем в коротких штанишках

Первое прочтение неизвестных до сих пор писем Бориса Березовского. К концу своего пребывания в Лондоне экс-олигарх запутался окончательно, его отношения с британскими спецслужбами стали отягощать обе стороны, ностальгия по России усилилась.

Автор: Дмитрий Киселёв

Первое прочтение неизвестных до сих пор писем Бориса Березовского. К концу своего пребывания в Лондоне экс-олигарх запутался окончательно, его отношения с британскими спецслужбами стали отягощать обе стороны, ностальгия по России усилилась, да еще появилась новая любовь как надежда на новый старт в жизни.

Пишет Путину, говорит, что уже не тот, что в "лихие" времена очень изменился и многое переоценил. Мечтает вернуться на родину и быть полезным. Много знает, есть много документов. В этот период — эмоциональный взлет в ожидании решения. Но тут — теплый шарф как удавка и в ванной комнате подвешенный труп. Чем не чисто английское убийство? Зачем он нужен Англии, такой Березовский? Далее — английское следствие и английские похороны.

Автор: Ольга Скабеева

"В ворота заезжал сам Боря и VIP-персоны. В калиточку заходил обслуживающий персонал. Для гостей был другой вход, — рассказывает Сергей Соколов, бывший начальник службы безопасности Бориса Березовского, основатель охранного агентства "Атолл". — VIP-зона предполагала белый зал. Были сделаны бронированные окна".

В 2012 году — письмо было написано 2 июля — Березовский обращается к бывшему начальнику своей московской службы безопасности. Просит оборудовать в своем лондонском особняке точную копию личного кабинета, как это было в доме приемов "ЛогоВАЗа".

В 90-е дом приемов "ЛогоВАЗа" на Новокузнецкой не просто резиденция бизнесмена Березовского, а параллельный центр принятия ключевых политических решений. С технической точки зрения, крепость.

Здание на Новокузнецкой, 40, как известно, было напичкано шпионской техникой. Снимался и писался каждый шаг каждого посетителя. В Лондоне у Березовского возникла та же необходимость.

Оппозиция шла косяками, разговоры были предельно конкретными: у Березовского открытым текстом просили деньги для государственного переворота в России, в тот момент Березовский был по-настоящему счастлив.

"На самом деле то, что мы сейчас называем "голосом народа", "оппозицией", — все формировалось здесь. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Первым оппозиционером был Касьянов. Потом — Каспаров заходил в это пространство. Их тщательно консультировали, давали рекомендации. Есть переписка, где говорится о появлении Навального. Боря очень сомневался в нем", — отметил Серей Соколов.

"Кажется, что все эти люди достигли критической массы своих возможностей. Сколько бы они ни спорили о том, чья статистика вернее, по-настоящему большого количества людей они на улицу так и не вывели. Хотя казалось, что все возможно. Они все — клоуны. Больше всего жаль, что клоуном оказался Навальный. Я испытываю симпатию к высоким и статным, потому что сам не такой. Навальный так и останется вождем в коротких штанишках — он слишком популист. Вождь "сетевой революции" дальше Садового кольца не пойдет. Они сдулись", — считал Березовский.

Мысль о том, что его просто используют, впервые, если верить рассекреченной переписке, Березовскому придет в голову уже через полгода после провала Болотной, в сентября 2012-го.

"Кто-нибудь, наверное, и удивится, что у самого Березовского бывают муки совести. Пошло все, сам знаешь, куда. Я хочу домой, хочу как-то помочь Путину", — пишет Березовский.

Именно в тот момент у Березовского начинаются настоящие неприятности. Его идея не просто вернуться в Россию, но еще и помогать Путину вызывает изжогу у всех, кто трудится в одном из зданий на берегу Темзы.

"Я ему говорил: Боря, тебя просто убьют, потому что у тебя в руках ядерная бомба, все боятся. Ладно бы просто наши предатели доморощенные, это полбеды, но в этой же игре были замешаны и спецслужбы, прежде всего английские, а он находился на их территории. Они-то и обеспечили проход киллера прямо к нему. Никто не мог бы попасть в охраняемый дом в охраняемом в Лондоне, это невозможно", — уверен Сергей Соколов.

Березовский не верит. Новость о том, что он хочет в Россию, вмиг разлетается по всему Лондону. Олигарх начинает писать письмо Путину.

"Я знаю, что он писал от руки, потом советовался. Я его просто умолял: не советуйся с людьми, которые рядом, которым ты очень доверяешь. В первую очередь это был Гольдфарб", — вспоминает Соколов.

Что именно мог посоветовать Александр Гольдфарб, догадаться несложно. Но своего давнего соратника, руководителя проектами Сороса в России, пламенного борца с режимом Путина Березовский, вероятно, решил не слушать. Письмо — покаянное. Гольдфарб же предлагал продолжить открытую конфронтацию с президентом России.

"Ждать и догонять — хуже некуда. Я пытался догнать свое время, а вот теперь жду. И меня это бесит. Ответа пока нет. Рома говорит, что не может узнать, как продвигается дело. А слишком многое поставлено на карту. Мне страшно. Не физически, а как-то глобально не по себе. Если Путин даст мне "отлуп", боюсь, что не буду знать, куда себя применить", — пишет Борис Березовский.

Рома- это Роман Абрамович, с которым Березовский драматично судился. Информацию потом частично подтвердил даже Путин: первое письмо "передал бывший бизнес-партнер Березовского, российский гражданин". Второе письмо от Березовского Путину передали уже после смерти опального олигарха.

"Я знаю, что его окружение, старое лондонское, было категорически против. Мне абсолютно достоверно известно, что те люди, которые консультировали и вели Борю, — из разведки MI6. Для них это был провал, потому что человек, агент вышел из-под контроля. Он принимает опасное для всего этого окружения решение, нарушает алгоритм политики, разработанной ЦРУ и MI6", — отметил Сергей Соколов.

"Семья в виде бывших и нынешних обсуждает, какое мне стоит написать письмо Путину. И стоит ли писать, учитывая все вводные. Сдаваться или сохранять достоинство? Я пересмотрел свои взгляды не за один день. Было бы глупо все это объяснять. Но это все стилистика, а Путину стилистика не нужна. Ему нужны факты, ему нужно убедиться, что он прав, он победил. Все так. Текст согласовываем как автобиографию для вступления в КПСС", — пишет Березовский.

Сомнениями и желанием как можно скорее узнать, что думает Путин, Березовский делится с бывшим начальником своей службы безопасности, человеком, которому по-настоящему доверяет.

"Сережа, привет. Письмо написано, уехало и вроде передано. Гонцом был Рома. Вот так все повернулось. Мне остается ждать, что я и делаю. Я действую искренне. И не стоит кошмарить меня импортными товарищами в штатском. Я же не агент, ты понимаешь. Ходоков всяких много. Есть и сумасшедшие. Обнимаю, Борис", — говорится в одном из писем олигарха.

"Для тех людей речь тоже шла о жизни и смерти. Если будет официально доказано, что группа людей — и по одиночке, и совместно — ездила и предлагала сместить Путина и совершить переворот в России, представляете, что будет?! Есть переписка отдельных агентов ЦРУ и MI6, которая является также подтверждением реализации этой операции, поэтому нужно понимать, что Майдан, Boeing, Болотная, знаменитые оппозиционеры — это все спецоперация, расписанная по шагам", — подчеркнул Соколов.

Один из документов, который оказался в распоряжении Березовского, датирован 28 августа 1986-го. Специальный обзор Госдепартамента США "Изменение конституционной и политической системы в Восточной Европе и Советском Союзе". На первой странице пометка — top secret. Дальше — по пунктам методы достижения целей. Операция называется Quake.

"Рекомендуем в своей деятельности опираться на несистемные оппозиционные организации, объединения неформальной молодежи, вступить в доверительный контакт с лидерами подобных объединений", — говорится в документе.

Поэтому, когда Березовский вдруг повесился в ванной, по-настоящему близким людям, все стало понятно: тело подвесили уже мертвым, порванный шарф — реквизит, Березовский стал слишком опасным.

"Он не был потерянным, брошенным человеком, к тому же у него появилась новая возможность снова вступить в эту наркотическую политическую игру, от которой он просто с ума сходил. Чтобы на этом фоне он повесился? Мотива нет", — полагает Сергей Соколов.

"Никогда не служил в армии и не сидел в тюрьме, но у меня сейчас, видимо, такое чувство, как у дембелей или зэков перед освобождением. Я понимаю, почему одни из них совершают идиотские поступки, а другие решаются на побег за несколько дней до свободы. Мне не терпится со всем этим покончить. Я верю, что все хорошо закончится. Я какой-то по-хорошему шальной. Сидеть на тихо не получается", — признается в одном из писем Березовский.

Приближенные подтверждают:таким жизнерадостным он не был давно. Березовский словно хотел начать жить по-новому, осознав, что очень по-крупному заблуждался. Первое письмо от олигарха пришло в 2004 году — тогда Березовского увлекал украинский Майдан.

"Теперь он завинтит гайки. Ему только это и надо. Он не умеет по-другому. России нужны другой путь и другая модель. Думаю, что на Украине все скоро увидят, как это может быть нормально. Можешь ли что-нибудь про Порошенко мне сообщить? Рассматриваю его как номер два в колоде", — пишет Березовский Соколову.

Он грезит революционной идеей и не скрывает, что в бывших советских республиках, перед тем как вцепиться в Россию, обкатывает механизм свержения власти. "Я весь в украинском проекте. Тут жарко и весело", — признается олигарх. В тот момент Украина уже действительно полыхает, Майдан окрасился в оранжевый цвет.

"Дело в шляпе. Ющенко примет присягу — и все. Для стран бывшего Союза обозначен новый путь: не молчать, а выходить на площадь. И всегда найдется кто-нибудь, кто поможет", — говорит Березовский.

Переписка таким образом длилась почти 9 лет.

"Жаль, что катализатором такой активности на Украине во многом я и стал. Теперь мои штатские и британские товарищи убеждают меня в том, что таким широким фронтом мы можем раскачать все и в России. Они искренне верят, что технология Грузии, Киргизии и Украины может сработать и в России, дело лишь в масштабе инвестиций. А что на деле? Бакиев бежал. И я там лично много чего проиграл. Ющенко, и грузинчик, — тоже. Они очень верят в реванш на Украине и на его продолжение в России. Это уже какая-то глупая упертость. Хотя, конечно, рычаг для давления они создали мощный. Имею в виду список Браудера. Путину легко не будет", — пишет Березовский.

"Он незадолго до смерти сказал, что у него проявилась какая-то пассия новая. Он строил планы, что будет с ней. У него любимая фраза: "она такая креативная". Он думал, он приедет в Россию, опять будет востребован, опять движение какое-то начнется", — вспоминает Сергей Соколов.

Особняк в центре Москвы с тех пор поменял четверых хозяев. Сейчас бывший дом приемов "ЛогоВАЗа" вновь выставлен на продажу. Внутри — большие колонны, сводчатые арки, практически все в позолоте, огромные люстры, которые, если верить бывшему начальнику службы безопасности Березовского, с тех пор не меняли.