Состоится удивительная встреча. Встречаются русский Патриарх и Папа Римский. Встречаются не в Ватикане, не в Троице-Сергиевой лавре, встречаются в Гаване, в аэропорту – на минутку, как бы мимоходом.
Но, встреча эта чрезвычайно важна. Патриарх и Папа Римский не виделись, не встречались столетиями. Кто только ни встречался за это время? – заклятые враги. Например, Александр Первый встречался с Наполеоном в Тильзите. Николай Второй встречался с Вильгельмом германским. Брежнев встречался с Фордом, с Никсоном. А Папы и Патриархи – никогда. Но, вот теперь эта встреча состоится. Что же произошло, что изменилось в сознании мира?
В мире неладно, в мире опасно, в мире пахнет войной. Все чаще военная риторика захлестывает политиков, все больше ракет сходит с конвейеров, все больше военных баз открывается у границ нашего государства. Маневры – военные, грозные, идут по всему земному шару. И война из призрака становится реальной, встает у порога. И Патриарх, и Папа встречаются для того, чтобы своим пасторским словом упредить войну, укротить ее. Укротить риторику пылких политиков и неукротимых военных.
С христианством – беда. Идет охота на христиан, как это было в первые ранние, раннехристианские годы. По всему миру идут гонения на христианские алтари, христиан убивают, сгоняют с мест, изгоняют с насиженных монастырей, жгут святыни, рубят иконы. Двигается огненный радикальный ислам.
Папа и Патриарх возвысят голоса в защиту христиан, дадут надежду гонимым христианским беженцам и толпам. И Папа, и Патриарх возвысят голоса в защиту европейских ценностей, в защиту европейского христианства. Пусть оно будет готическое или пусть оно будет увенчано пятиглавыми куполами русских соборов.
Эта встреча чрезвычайно важна. Эта встреча давно назрела, может быть, она происходит слишком поздно. Она не затрагивает таинств церковной жизни, она не затрагивает литургических таинств.
Встреча, которая произойдет в аэропорту Гаваны, будет мимолетной, будет почти светской. Русское православие сегодня находится на подъеме. Открываются монастыри, воздвигаются алтари, все больше духовных школ, все больше православных гимназий, все больше глубоких богословских трудов.
После 91-го года, когда церковь начала набирать силы и восстанавливать свое влияние в обществе, в народе начинает появляться православный взгляд на все события сегодняшней и вчерашней истории. А возвращение Крыма в родную русскую гавань? Вместе с Крымом вернулся к нам Херсонес. Вернулось то мистическое место, откуда православие полыхнуло по всей Великой Руси, и вплоть до Тихого океана.
И это возвращение Крыма сегодня православным сознанием трактуется, как возвращение сакральных, мистических ценностей в лоно русской государственности. И наши взлеты, и наши падения, и наши новые воскресения, трактуются православным сознанием, как великая православная христианская аналогия.
Эта встреча состоится, и итоги ее будут проявляться не завтра, не послезавтра, а, быть может, через десятилетия. Что бы то ни было, вражда уступает примирению. И недаром в Нагорной проповеди, Христос сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими".