В Соединенных Штатах стартовала президентская кампания. Дебаты между потенциальными кандидатами на пост главы государства от различных политических организаций успели порадовать нас еще в прошлом году, но теперь в Республиканской и Демократической партиях – главных партиях Америки – начался длительный процесс определения единых кандидатов, которым и предстоит сойтись в схватке за Белый Дом 8 ноября 2016 года.
Выборы президента США – очень увлекательный процесс. И вовсе не из-за того, что Америка считается "сверхдержавой", и решения ее президента имеют огромную важность для всего мира. Это, отчасти, верно. Хотя есть страны, которые неплохо себя чувствуют, не оглядываясь постоянно на Вашингтон и его обитателей. Я сейчас говорю "об увлекательности" в прямом смысле слова. Выборы в Америке – настоящее политическое шоу, которое притягивает интерес обывателей с самого начала, с процедуры.
Напомню, вопреки имиджу самой демократичной страны мира, своего руководителя США выбирают не прямым волеизъявлением граждан, а голосованием выборщиков. Иногда это приводит к тому, что кандидат, набравший большинство голосов избирателей, не становится президентом. С предварительным голосованием, то есть отбором соискателей должности главы администрации США от политических партий, ситуация выглядит схожим образом. Череда "праймериз" начинается с так называемых "кокусов", когда свое мнение о потенциальном претенденте высказывают не все проживающие в данном штате приверженцы конкретной партии, а лишь партийные функционеры. Так сказать, партактив.
Причем проходят "кокусы" тоже не повсеместно, а, если не ошибаюсь, на территории всего пятнадцати штатов. Тем не менее, существует традиция, согласно которой, победителя первого "кокуса", а он проходит в штате Айова, начинают считать едва ли не фаворитом всей президентской гонки. Это далеко не так и больше походит на журналистский трюк, привлекающий к происходящим событиям дополнительное внимание. Достаточно вспомнить относительно недавнюю историю 1992 года, когда будущий президент Клинтон с оглушительным треском провалил "кокус" в Айове.
Итоги предварительного голосования в этом штате в текущем году не только не прояснили ситуацию в Республиканской и Демократической партиях, но еще больше ее запутали. У консерваторов еще со времен Рейгана – большие проблемы с харизматичными лидерами. Папа-Буш растерял все преимущества восьмилетнего рейгановского срока, а Буш-сын еле-еле вполз в Белый дом с помощь уже упомянутого мною парадоксального принципа подсчета голосов. Сейчас у республиканцев есть явный лидер в смысле популярности – Дональд Трамп. Но он – не настоящий республиканец, а, так сказать, "примкнувший". Второе место Трампа в Айове означает, что он по-прежнему остается на первом месте. Тед Круз, формально обошедший Трампа на четыре процента, рискует остаться "халифом на час", потому что для ультраконсервативных избирателей Айовы Трамп слишком эксцентричен. Но в других штатах Круз может и не получить необходимой поддержки. Более того, у Круза есть проблема с верхушкой Республиканской партии. Один из его лозунгов – "Нового президента выберут не медиа, не вашингтонский истеблишмент и не лоббисты, а – народ". Лозунг прекрасный, но на практике все выглядит несколько иначе. Без истеблишмента не обойтись, а он поддерживает Марка Рубио, неожиданно занявшего в Айове третье место. Очень может быть, что сенатор от Флориды как раз и окажется главным конкурентом Трампа в борьбе за республиканскую путевку. К тому же у Рубио есть сильнейший козырь. Он – кубинец, так что можно не сомневаться, что все латиноамериканские граждане США будут голосовать за него. Получается, что айовский "кокус" республиканцев только вводит избирателей в заблуждение.
У демократов все еще интереснее. Хиллари Клинтон, считавшаяся безусловным лидером гонки, выиграла у своего главного соперника Берни Сандерса менее трех десятых процента. В одном из округов пришлось в буквальном смысле бросать жребий. Результаты кандидатов оказались одинаковыми, а повторное голосование не предусмотрено. Что делать? Бросать монетку! Высшее проявление демократии, не правда ли?
Клинтон выглядела обескураженной. В ее штабе явно не ожидали, что Сандерс сможет дать бой бывшему госсекретарю и бывшей первой леди США. Причина такого невнимательного отношения к сопернику объясняется особенностями финансирования кампании Сандерса. Он ставит на молодежь, на студентов, то есть не на самую обеспеченную публику. Но выяснилось, что эта публика способна прислать ему по паре десятков долларов. И таких переводов оказалось пара десятков миллионов, потому что лозунг Сандерса –"Нового президента будут выбирать не на Уолл-стрит" – в условиях нынешнего финансового кризиса нашел отклик в сердцах молодых американцев… Кстати, вы заметили, что предвыборные девизы республиканцев и демократов почти идентичны?
Что же можно сказать по итогам первого предварительного голосования в США? Да, в общем-то, ничего. Кроме того, что, скорее всего, в течение следующих, как минимум, четырех лет, свое видение любого события, происходящего в мире, этому миру будет навязывать кто-то один из этой пятерки: Круз, Трамп, Рубио, Клинтон или Сандерс. Но самое любопытное, самое удивительное заключается в том, что еще почти год, до момента инаугурации нового президента США, руководить этой страной и вмешиваться во все возможные международные конфликты будет никому в этой стране не интересный, не нужный и не популярный глава государства. Такой вот "кокус-покус" получается… До свидания!