В США сегодня открывается четвертый, заключительный саммит по ядерной безопасности. В свое время его инициировал американский президент Барак Обама. На форум съезжаются делегации около 50 государств, при этом представителей от России не будет. В Кремле считают саммит бесполезным.
Саммит не политический — эту короткую фразу американские политологи и журналисты из числа сторонников Барака Обамы повторяли несколько недель. Правда, на вопрос, если не политический, то какой, ответа не нашли. Официально на повестке дня — ядерная безопасность. Вот только заранее обговорить конкретный список тем Вашингтон не счел нужным. Как говорят в Кремле, именно поэтому на мероприятии не будет Владимира Путина. А еще потому, что никаких по-настоящему важных решений от саммита ждать не стоит.
"Мы примем участие в декабре в саммите по ядерной безопасности, который пройдет под эгидой ООН, а именно Международного агенства по атомной энергии в Вене. Мне кажется, это абсолютно правильное решение, то есть, нужно работать над такими вещами, как ядерная безопасность, совместно, а не под эгидой какой-то одной страны. В данном случае это США. Все-таки ООНовская конференция — там одна страна — один голос, там Россия, Китай, Индия, США, Франция могут работать совместно, а не устраивать политическое шоу", — говорит главный редактор портала AtomInfo.ru Александр Уваров.
Впрочем, находятся и те, кого все это не смущает. Это, например, президент Турции Реджеп Эрдоган, прибывший в Штаты одним из первых. Какое отношение Анкара имеет к атомной проблематике, в пресс-службе турецкого лидера не уточняют. Зато не скрывают, что едва ли не главная цель — двухсторонние переговоры с Бараком Обамой. Они бы Эрдогану точно не помешали — особенно в свете того, что о его действиях в Штатах все чаще говорят с нескрываемым раздражением и рекомендуют американцам держаться от Турции подальше.
"Это решение, прежде всего, не было принято спонтанно. Мы приняли его после тщательного изучения ситуации и скоординированно. Это результат оценки условий безопасности в Турции в целом и особенно потенциальных угроз для наших граждан в провинции Адана на юго-востоке страны. Это решение не связано с саммитом по ядерной безопасности и прибытием сюда, в Вашингтон, турецких официальных лиц", — сообщил официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби.
Встанет за трибуну и Петр Порошенко. Для него неполитический саммит — тоже хороший повод поговорить о политике. Точнее, о мифической российской угрозе. Что касается самих Штатов, то их представителям тоже есть, что сказать — особенно о своих экономических интересах.
"Безопасность очень часто путают с лоббированием. То есть, сейчас в Евросоюзе с подачи американцев поднимается тема, что нельзя поставлять топливо только из России. Я имею ввиду ядерное топливо для реакторов советского проекта. И давайте в этом случае введем второго поставщика — а именно, американскую компанию", — продолжает Александр Уваров.
Россию за решение не участвовать в администрации Обамы, конечно, раскритиковали. Говорили об изоляции и предпочли не вспоминать, что без нашей страны не обходятся ни одни переговоры в рамках МАГАТЭ. С другой стороны, тем, кто решил приехать — тому же Эрдогану и Порошенко — никто не обещает крепкого президентского рукопожатия в Белом доме. Максимум, на который приходится рассчитывать — беседа тет-а-тет на полях саммита. Да и то — скорее, с вице-президентом Байденом. Хотя небольшого прогресса турецкий лидер добился: выторговал для себя закрытую встречу с госсекретарем США Джоном Керри.