Тема:

Кризис в Бразилии 8 лет назад

Свергнуть Русеф смогли с 34-го раза

Бразильский Сенат официально запустил импичмент президента. Дилма Русеф уже покинула президентский дворец. Пока обязанности президента Бразилии будет исполнять вице-президент Мишел Темер. Еще недавно он был ближайшим соратником Русеф, а теперь – ее главным противником.

Автор: Дмитрий Киселёв

Бразильский Сенат официально запустил импичмент президента. Дилма Русеф уже покинула президентский дворец. Пока обязанности президента Бразилии будет исполнять вице-президент Мишел Темер. Еще недавно он был ближайшим соратником Русеф, а теперь — ее главным противником.

Перед тем как покинуть президентский дворец, Дилма Русеф распустила правительство и обратилась к нации. Она назвала импичмент "мошенничеством" и "переворотом".

С одной стороны, без американцев не обошлось. Американцы прослушивают Русеф еще с 2010 года. Портал WikiLeaks сообщил, что исполняющий обязанности президента Бразилии Мишел Темер еще в 2006 году предоставлял развединформацию спецслужбам США.

А вообще долгое время Дилма Русеф была как кость в горле у американцев. Проводила самостоятельную независимая политику, выстраивая доброжелательные отношения с Россией. В то же время экономика самой Бразилии не в лучшей форме. И недовольство людей — всегда повод для того, чтобы у кого-то появилось желание ситуацию расшатать, используя протест в своих целях.

В Бразилии тем временем летом должна пройти Олимпиада. Как это все наложится, не очень понятно.

Автор: Валентин Богданов

В бразильской столице снова шумно, но у дворца Планалту, откуда Дилма Русеф забрала свои вещи, не одни ее сторонники. Бразильцев и их новую власть, которая во дворец въехала, разделили даже не политические предпочтения, а путь, который избрали те, кто захотел властью стать.

Движение перекрыто. У полицейских наготове баллончики со слезоточивым газом. Синьор Силва захватил из дома банку с краской, чтобы языком самодельного плаката поделиться своим разочарованием.

"Я — беспартийный. Я — просто гражданин, который осознает, что происходит. Эти люди создали хаос в стране мирной и стабильной, которая строила свою независимость", — возмущен Винисиус Витор Силва, участник акции протеста.

Костры пылают на улицах крупнейшего мегаполиса Сан-Паулу. В порту Алегре полиция распыляет газ. Применили его и столице, когда сенаторы, заседавшие 20 часов, все же объявили импичмент Дилме Русеф. Из пяти тысяч простоявших ночь у Сената далеко не у каждого в кармане лежал билет ее трудовой партии. Каждый был убежден, что импичмент объявляют всей бразильской демократии.

"Когда законно избранного президента начинают преследовать за преступления, которые он не совершал, то это не демократия, а государственный переворот!" — заявила Русеф.

Отстраненная на полгода до окончания расследования Русеф предупредила и о социальных потрясениях, которые ждут страну. Первым из потрясений стал состав нового правительства: ни одной женщины, ни одного представителя расовых меньшинств вице-президент, а теперь и. о. Мишел Темер за собой не позвал. "Верьте в ценности, которые формируют характер нашего народа, в жизнеспособность нашей демократии. Верьте в финансовое оздоровление экономики нашей страны", — сказал он.

Довериться Темер предлагает и тем новым семи членам кабинета, которые ходят под уголовными статьями, в том числе в рамках дела, в которое переросла крупнейшая антикоррупционная операция последнего времени под названием "Автомойка". С помощью взяток и откатов руководство нефтяного гиганта Petrobras обогатилось на 3 миллиарда 800 миллионов долларов, покупая политиков и чиновников. Фигурирует среди них и сам Темер.

Скандал вокруг Petrobras наложился на гигантские проблемы в экономике. Худший кризис с 30-х годов. Падение цен на сырье. На треть обрушило реал. Бюджетный дефицит вырос до рекордных 10% ВВП, а госдолг уже составляет две трети от его объема. Если при Лулу Да Силве страна еще могла позволить себе социальное чудо, то его преемнице Дилме Русеф пришлось закладывать вправо — сокращать социальные выплаты, теряя сторонников. В общем, для правительства левых популистов, порядком запустивших экономику, это оказалось непоправимым ударом.

Расшатали оседающую конструкцию мартовские протесты Сан-Паулу. Раскрутил их канал Globo, который в 1964-м поддержал военный переворот в Бразилии, произошедший не без помощи ЦРУ. Запоздалым, но внятным ответом на политику тех, кто воспринимает Латинскую Америку как свой задний двор, стала розовая волна 2000-х. В Венесуэле и Колумбии, Боливии и Никарагуа, Аргентине и той же Бразилии приходили к власти те, кто ставит под сомнение вашингтонское лидерство в регионе. Новый мир возможен, верили они. Теперь Вашингтон отматывает назад. Не стало Чавеса, ушла Киршнер, добрались и до Русеф. Эскадроны смерти, правда, списаны за ненадобностью.

Дорогу новой власти, которая согласна жить по неолиберальным и неоколониальным рецептам, в наши дни вместо человека с автоматом пробивает человек со смартфоном.

Ким Катагири — лицо движения за свободную Бразилию. Маячит за ней американский фонд "Студенты за свободу". Вкладываются близкие к республиканцам олигархи братья Кох.

"Согласно законодательству США, этот фонд не может финансировать организации, влияющие на политическую ситуацию в других странах. Но есть свидетельства, что именно его деньги поступают свободной Бразилии и другим группам. Эти группы не показывают свои счета, несмотря на то что пресса запрашивает данную информацию, они отказываются ее предоставлять. Ясно, что помимо американских тренингов и обучения техникам мобилизации, присутствует финансирование, которое и помогло свергнуть президента Дилму", — отметил Луис Филипе Мигел, доктор политических наук, профессор.

Путь к свержению проложила нижняя палата бразильского парламента. Русеф вменяли в вину даже не личное обогащение, а приукрашивание неважной государственной статистики накануне переизбрания. Запустить процедуру смогли только с 34-го раза.

Генерал Устра отдавал приказы пытать дочь болгарского коммуниста с помощью электрошока, когда Дилму Русеф бросили за решетку. Умение держать удар пригодилось и на посту президента. Русеф продолжала независимую от США внешнюю политику, курс на которую взял ее предшественник Лулу да Силва. При левоцентристах Бразилия осуждала вторжение в Ирак, укрепляла связи с Ираном и Россией. За эту самостоятельность в личной почте Русеф копалось АНБ, а переизбрание Да Силвы в американском посольстве в 2006 году, похоже, восприняли как неудачу.

Консультировал тогда все тот же Темер, за которым в бразильской политике закрепилось прозвище Дворецкий. Как показали файлы WikiLeaks, Дворецкий, выступая в роли информатора, был готов к услугам. Похоже, готов и сейчас.