В США битва за президентское кресло приближается к финишной прямой. После праймериз в Нью-Йорке фавориты практически определились. У республиканцев с большим отрывом — почти в 300 голосов — лидирует Дональд Трамп, у демократов с еще большим внутрипартийным отрывом — в 747 голосов — впереди других идет бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон. Ждать ли еще сюрпризов и появления темных лошадок?
К скрипу двери, что после последних праймериз еще шире приоткрылась перед Дональдом Трампом на пути к Белому Дому, в этой части Нью-Йорка примешиваются знакомые по фильмам про маленькую Одессу интонации.
Брайтон-Бич — островок электоральной стабильности. Сколько волн эмиграции ни накатывало на этот дощатый променад, а голосуют осевшие по соседству от него выходцы из бывшего Советского Союза из года в год примерно одинаково — за республиканцев. Как Леонид и Илья. Хиллари Клинтон у них не котируется.
"Как такую старушку можно выбрать? Зачем ей это надо? 70 лет", — говорит Илья Вайншток, сторонник Республиканской партии.
"Я — за Трампа. Согласен с ним. В стране — беспредел. Раздают деньги, которые мы — налогоплательщики — платим. А еще дешевая рабочая сила", — отметил Леонид Баренбайм, сторонник Республиканской партии.
Мнение в итоге разделило и большинство других жителей Большого яблока, записанных республиканцами. Знаменуя победу Трампа, красным стал шпиль небоскреба Empire State Building. В башне имени миллиардера в тот момент грянул самый нью-йоркский хит Фрэнка Синатры.
Вскоре уже в тиши вашингтонских кабинетов помощники Трампа успокаивали представителей республиканского истеблишмента. Там переживают из-за резких высказываний. Люди из штаба Трампа предложили подождать, дескать миллиардер вот-вот закончит первую фазу и предстанет в другом образе. В штате Дэлавер, где Трамп спародировал индийский акцент, выяснилось, что вторая фаза все еще на наступила.
Не щадит оппонентов Трамп и по вопросам внешней политики. Обаме от него досталось за трусость. Американский президент сам пообещал рассекретить 28 документов из досье по 11 сентября о возможной роли в спонсировании терактов Саудовской Аравии, а потом сам же испугался однопартийцев. Те ратовали за компенсации погибшим, которые с ближневосточной монархии в таком случае надо истребовать.
В Эр-Рияде к такому повороту отнеслись нервно. Обаму, прилетевшего в Саудовскую Аравию, вместо короля в аэропорт поехали встречать второстепенные чиновники. Еще одной пощечиной США стало обещание саудитов устроить распродажу американских ценных бумаг на сумму в 750 миллиардов долларов.
В Белом доме пошли на попятную. Его пресс-секретарь сообщил, что никаких данных о причастности королевства к атакам на башни-близнецы у Америки нет. Но этот тот случай, когда полезно пересмотреть старые архивы.
Слушания 12-летней давности. Ричард Кларк — бывший советник Буша-младшего по борьбе с терроризмом — рассказывает про пассажиров литерного рейса в Саудовскую Аравию, которому вашингтонские власти дали добро на вылет из США через считаные дни после 11 сентября — в момент, когда даже полеты американских авиакомпаний были под строгим запретом.
"Посольство Саудовской Аравии, по всей видимости, сказало, что они беспокоятся за жизни своих граждан. Потому что они думали, что будет возмездие, когда для США станет очевидным, что атака была по сути проведена саудитами. Были даже граждане Саудовской Аравии в США, которые являлись частью семьи бен Ладена", — рассказал Кларк.
Провалы во внешней политике времен Обамы связали с именем Хиллари Клинтон. О том, что была госсекретарем на своих предвыборных митингах, она вспоминает неохотно. Ставка — на меньшинства. В доверие к ним Клинтон буквально вверчивается.
В Нью-Йорке сработало. Но чувство меры покинуло победительницу в следующем голосующем штате — Коннектикуте. На ее митинг заявился один из членов чернокожей банды, подельников по которой он держит за родных. Клинтон мафиозные параллели пришлись по душе.
"Присоединиться к банде — это как завести семью. Вы чувствуете себя частью чего-то большего, чем вы сами. Так что или мы будем иметь банды преступников, которые занимаются убийствами, грабежами и прочими разрушительными вещами, или у нас будут положительные банды, полезные для общества, которые станут для молодых людей хорошей альтернативой", — заявила Клинтон.
Местному шерифу, которого позвали, чтобы прокомментировал, похоже, все интервью хотелось покрутить у виска. "Я все время прокручиваю в голове эту фразу: "присоединиться к банде — это как завести семью". Миссис Клинтон совершенно оторвана от жизни черных", — сказал он.
Как показали эти праймериз, Клинтон оторвана и от жизни, которой, в принципе, живут простые американцы. Попасть в подземку смогла только с пятой попытки — навыка нет.
Впрочем, перед ее основным конкурентом сенатором Берни Сандерсом турникет и вовсе почти захлопнулся. Его предвыборный поезд, если и не исчез еще в темном тоннеле, но к конечной станции точно приближается.
Профессор политологии Хелмут Норпот — автор необычной аналитической модели. Закладываешь итоги праймериз — получаешь вероятность, с которой победит тот или иной кандидат на общих выборах. В пяти предыдущих случаях, начиная с Билла Клинтона, сбоев модель не дала.
"Вот формула, с помощью которой получается результат. Праймериз. Клинтон, Трамп. А вот цифры с прошлых и позапрошлых выборов. Я предсказываю, что у Трампа будет 52,5%, у Хиллари — 47,5%. Вероятность такого итога — 87%", — сказал Хелмут Норпот.
Сбудется ли предсказание, сделанное на капоте джипа, неизвестно. Но то, что предвыборные машины обоих лидеров выдают сейчас максимальную мощность, — неоспоримый факт.
Партийная номинация у Хиллари Клинтон почти что в кармане. Дональду Трампу, чтобы еще до конвенции стать единственным кандидатом от республиканцев, нужно заручится примерно половиной голосов оставшихся делегатов. Борьба за них грядет в пятнадцати штатах и продлится до начала июня.