Любой каприз за ваши деньги: надувательство в РГСУ

Конец учебного года для выпускников школ – это и всегда время принятия решений, как жить дальше, где учиться или работать. Многие решают продолжить образование.

Автор: Дмитрий Киселёв

Конец учебного года для выпускников школ — это и всегда время принятия решений, как жить дальше, где учиться или работать. Многие решают продолжить образование. Оно становится по-настоящему доступным и конкурентоспособным, что хорошо, но есть и засады. Можно попасть в такой коммерческий вуз, где за деньги пообещают многое, но в лучшем случае лишь выпишут никому не нужный диплом, время при этом, как и деньги, будет потеряно.

Министерство образования и науки мониторит ситуацию, распутывая масштабные коррупционные схемы. В то же время ведомство это пока не силовое, а значит, и возможности его ограничены. Быть может, поэтому Россия — едва ли не чемпион мира по числу студентов на душу населения. Хорошо ли это как для России, так и для самих студентов?

Автор: Борис Соболев

Ежегодно из примерно миллиона абитуриентов 300 тысяч попадают в вузы без ЕГЭ. В их числе инвалиды, иностранцы, но главное — выпускники ПТУ и колледжей. Как в старые времена, их должны брать по внутренним вузовским экзаменам. Вот во что это превратилось во времена новые.

"Сдаете три экзамена: историю, русский язык и обществознание. Когда у нас будут билеты на руках, все вам раздадим. Вы дома все отметите — вас зачислят в первой волне. Экзаменационные листы на дом дадим", — напутствует будущих студентов Марина Чистякова-Лапина, методист приемной комиссии филиала РГСУ в Люберцах.

Люберецкий филиал РГСУ — Российского государственного социального университета. Главный принцип — любой каприз за ваши деньги.

"Курсовые и рефераты никогда никто не проверяет. Все договариваются, у всех все нормально. Журнал посещений не ведется. Практика и диплом — 30 тысяч", — рассказывает Чистякова-Лапина.

Несколько слов о самом заведении. Это бывший Московский институт марксизма и ленинизма. С 1991 года, переименовавшись в РГСУ, фактически был семейным бизнесом неких Жуковых, когда папа — ректор, жена — проректор, дочери — деканы, зятья — замы по экономике

Но в 2014-м в храме науки случился переворот. Старший Жуков, хоть и пытался отстреливаться из травмата, но под ударами бейсбольных бит своих оппонентов потерял и должность, и здоровье.

"Меня сделали инвалидом. Моя младшая дочь была лишена степени доктора экономических наук. Вслед за этим из университета была уволена моя жена, кафедра ее ликвидирована", — сказал Жуков.

Новым ректором этого — пусть и не шибко престижного, зато очень крупного — госвуза стала Наталья Починок — бывшая чемпионка страны по бегу, вдова покойного главы налогового ведомства Александра Починка. К моменту своего чудного назначения эта 39-летняя доцент имела аж полтора года педагогического стажа.

"60 тысяч студентов у нас обучаются на программах очного и заочного образования. Но за счет внедрения мощной платформы дистанционного обучения мы фактически утроим количество студентов, которые обучаются у нас", — заявила Наталья Починок.

Дистанционное обучение — теоретически полезная технология, позволяющая новым Ломоносовым обучаться через компьютер, не покидая своих Холмогор. Практически же дистанционка превратилась в России в массовое надувательство, торговлю дипломами и оценками.

Таганрогский филиал РГСУ. Типичная бизнес-модель так называемого сетевого вуза, проще — сетевухи, где каждый филиал, он же — точка, он же – помойка, обязан собрать в месяц миллионов 5 или 10 и сдать в головной вуз в Москву. Все, что сверху, — зарплата местных сотрудников.

Сессия, по словам Любови Грудкиной, преподавателя пензенского РГСУ, "стоит 5 тысяч". "Диплом уже стоит 20. Подняли из-за того, что теперь плагиат проверяют, уникальность, а так у нас очень долго все писали за 15. Сам никто не пишет, я вам честно скажу, не пишут. У нас и завкафедрой этим занимается. А экономику я сама писала нескольким людям", — признается Грудкина.

Помнится, ректор всего этого безобразия Наталья Починок обещала затянуть в свои сети 180 тысяч студентов. Это больше, чем в МГУ, СПбГУ, Сорбонне, Оксфорде и Гарварде вместе взятых. Пока, слава Богу, ей этого не удалось.

- Наталья Борисовна, мы посетили достаточное количество ваших филиалов. Нам всюду было сказано, что нам дадут экзаменационные листы на дом. Заполните, принесете, берем автоматом. Только платите.

- Это невозможно.

- Вы уверены?

- Однозначно.

- В этих же филиалах нам было сказано о том, что можно не учиться, не посещать, на диплом это не влияет.

- Это невозможно.

- Дипломы продаются.

- Я не знаю, о чем вы говорите.

- Может быть, вас подводят отдельные недобросовестные сотрудники?

- Меня никто не подводит. РГСУ является одним из престижных университетов, куда очень хотят поступить ребята. И поступают всегда.

- С дистанционным образованием творится что-то странное. Большое количество вузов, мягко говоря, злоупотребляют этим.

"С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как юристы, экономисты, менеджеры, по направлению "государственное и муниципальное управление". Мы прекрасно понимаем, что первое обучение должно быть очное. Уверен, что эта мера не только повысит качество образования, но и серьезно подорвет экономическую основу у таких псевдовузов", — заявил Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора.

"Электронные, цифровые, в том числе дистанционные технологии позволяют эффективно решать очень многие образовательные задачи. Но ни одни человек не захочет лечиться у врача, который получил в дистанционном виде медицинское образование, не захочет ездить на автомобиле, спроектированном таким дистанционным инженером. Поэтому дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме. Это требует очного традиционного обучения", — заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

МТИ — Московский технологический институт — чуть ли не единственный в стране коммерческий вуз, решивший учить по Skype не юристов с визажистами, а инженеров атомных станций, нанотехнологов, конструкторов мостов и тоннелей.

Эксперимент годичной давности. Получаем на дом листы вступительных экзаменов — МТИ набирал к себе по внутреннему тесту в обход ЕГЭ — и, специально ответив на все до единого вопросы неправильно, возвращаемся в приемную комиссию.

Не взять, либо отчислить платежеспособного двоечника коммерческий вуз не может, ибо он — коммерческий. За деньги здесь любого прохожего объявят нанотехнологом и снабдят дипломом гособразца.

Минувшей весной подобное вручение, надо полагать, было последним. Обрнадзор, в том числе и по следам наших выступлений, отозвал гослицензию МТИ. Сейчас решают вопрос об окончательном закрытии этого заведения.