Международный олимпийский комитет (МОК) во вторник озвучил вердикт по делу о допинге в российской легкой атлетике. Отстранять сборную России от Игр в Рио функционеры МОК не стали. Вместо этого они выступили за так называемый индивидуальный подход и презумпцию невиновности.
Таким образом, каждому российскому атлету, который захочет участвовать в летней Олимпиаде, придется пройти тщательную проверку на употребление запрещенных веществ. Относится это даже к тем, кто на допинге вообще никогда не попадался. Так что презумпцию невиновности в этом случае логичнее было бы назвать презумпцией виновности.
Дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики оставили в силе. Хотя она, вроде бы, выполнила все требования Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Но, видимо, аргументы немецких журналистов, изложенные в фильмах канала ARD оказались сильнее. Даром, что конкретных доказательств как не было, так и нет.
Перед началом саммита МОК в зале заседаний царила мирная атмосфера. И это при колоссальном давлении: мировая пресса с утра пестрела апокалиптическими прогнозами. Нервничали лишь три человека: глава Международной федерации легкой атлетики, лорд Себастьян Коу, глава ОКР Александр Жуков и сам докладчик.
В отличие от встречи ИААФ заседание длилось недолго, да и с итогами в МОК тянуть не стали. Олимпийский комитет поддерживает венское решение о дисквалификации сборной, но оставляет атлетам надежду.
"Каждый атлет из Кении и России может быть признан допущенным международной федерацией согласно установленной процедуре в индивидуальном порядке, получив индивидуальное разрешение, пройдя соответствующие тесты в аккредитованных лабораториях", — заявил глава МОК Томас Бах.
Пресса сначала даже не поверила. Лорд Коу в Вене четко заявил: "зеленый свет" получат только те, кто тренируется и сдает тесты на допинг не в России. Быть может, русским разрешат еще и защищать свой флаг.
"Здесь нет никакого противоречия. Еще раз повторяю: российский Олимпийский комитет никто не дисквалифицировал. Если вы еще раз внимательно прочтете доклад ИААФ, вы увидите, что ОКР помогал разобраться в ситуации в России", — подчеркнул Томас Бах.
Что примечательно, конкретикой журналисты интересоваться не стали. А ведь вопросов осталось много: сколько именно "заграничных" проб нужно, учтут ли соревновательные тесты, какой период считается достаточным, а главное — кто и как будет принимать апелляции. Чуть позже Коу подтвердил: ИААФ будет учитывать только решения спортивного трибунала в Лозанне. Российские спортсмены уже не теряют времени даром.
"Они пойдут совместно с федерацией в суд. Это будут те, кто остался "чистыми", — заявил главный тренер сборной России по легкой атлетике Юрий Борзаковский.
Здесь пошла в плюс борьба с допингом в России, ведь никто в стране проблему не отрицал. Всех, кто себя дискредитировал, уже давно отстранили и сформировали пул из "чистых" спортсменов – тех, кто никогда к допингу не прикасался. Их около 200.
"Я думаю, что у них есть хорошие шансы сдать. И из трех тысяч проб только три были положительными. Атлеты будут обращаться, мы будем поддерживать. Я думаю, неплохие шансы. Суд – единственный способ попасть на Олимпийские игры", — сказал президент Олимпийского комитета России Александр Жуков.
Вот только тесты, если вспомнить, проводили сами иностранцы: деятельность РУСАДА уже полгода контролирует ее британский контрагент. Пробы обрабатываются в Лозанне и Кельне.
Здесь есть еще одна тонкость. 15 июля независимая комиссия Макларена, а она расследует нарушения антидопингового законодательства на зимних Играх в Сочи, обнародует результаты своего расследования. В ИААФ отмечали: Макларен уже поделился частью данных, и именно они и легли в основу заявлений о "государственной системе допинга в России".
В релизе об этом ни слова, но Томас Бах прокомментировал этот вопрос и заявил, что "все данные будут учтены".
"СМИ пытаются изменить отношение, например, с болельщиками. Такое поведение вызывает подозрения, и многие международные институты не хотят иметь с этим ничего общего. Понятно, что олимпийские институты предложат РФ провести некоторую кадровую ротацию и на этом успокоятся", — заметил политолог Алексей Мухин.
Перед решением Федерации легкой атлетики Дик Паунд, автор первого доклада о легкоатлетах, заявил, что вся Россия может остаться без Игр. А в ночь на вторник американские сенаторы написали письмо в WADA с просьбой не затягивать расследование. Аккурат перед саммитом МОК. Непрямая, но все же попытка давления.
Многие сегодня назвали решение Олимпийского комитета "половинчатым". За то, что открестился и делегировал всю грязную работу ИААФ. Мы же надеемся, что и арбитраж, и федерация тоже найдут в себе силы сопротивляться давлению, и эти Игры не будут политическими.