Тема:

Заключение Брейвика 10 месяцев назад

Новая реальность для Норвегии: идеи террориста Брейвика популярны как никогда

Норвегия сегодня вспоминает жертв самого страшного преступления в истории страны. 22 июля 2011 года Андерс Брейвик сначала взорвал заминированный автомобиль в центре Осло, а потом расстрелял 70 человек в молодежном лагере на острове Утойа.

Норвегия сегодня вспоминает жертв самого страшного преступления в истории страны. 22 июля 2011 года Андерс Брейвик сначала взорвал заминированный автомобиль в центре Осло, а потом расстрелял 70 человек в молодежном лагере на острове Утойа. И так получилось, что сегодня, на фоне миграционного кризиса и волны терактов в Европе, националистические взгляды террориста Брейвика популярны как никогда. Что с этим делать, власти не знают. Сегодня они просто вспоминают погибших.

Звук трубы нарушает тишину в центре Осло. Национальная церемония памяти начинается в правительственном квартале у места взрыва. После случившегося теракта здесь ожидаешь увидеть забор, досмотр, полицейское оцепление. Но нет: в церемонии с участием первых лиц и королевской семьи может участвовать любой. Внешне после атак Брейвика будто ничего не поменялось.

"Прошло пять лет после терактов здесь и на Утойе. Пять лет после убийства 77 человек. Пять лет после того, как летний день превратился в один из самых темных дней в истории Норвегии", — заявила премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг.

Этот темный день привёл к переменам внутренним. Теракт стал самой большой трагедией со Второй мировой войны. Дополнительный шок — так называемый, домашний терроризм — тот факт, что преступником оказался блондин-норвежец.

"После атаки, случившейся 22 июля, мы смогли защитить нашу открытость и демократию. Те самые ценности, которые были атакованы, стали ценностями, которые мы стремились защитить. И в итоге они стали нашей защитой," — заявил Йенс Столтенберг, занимавший должность премьер-министра на момент трагедии.

Именно социалист Столтенберг призывал после теракта к ещё большей свободе и толерантности. Хотя целью взрыва был именно его офис: 15:18 — перед министерством юстиции паркуется белый минивэн, водитель уходит, и через несколько минут — в 15:25 — взрыв.

Это было время, когда госслужащие расходятся по домам — в пятницу конец рабочего дня в 15:30. Пока норвежцы в шоке смотрели на эти кадры и не верили тому, что происходит, на островке Утойя в 30 километрах от Осло человек в полицейской форме устраивает бойню. В молодежном лагере правящей Рабочей партии все того же Столтенберга Брейвик собирает детей, якобы, для инструктажа по безопасности, а потом начинает стрелять в упор. За час до прибытия спецназа Брейвик убивает 69 человек.

"Есть момент, около двух минут, где я ничего не помню. Я знаю, что вокруг меня были тела убитых, застреленные Брейвиком. Но не помню ничего до того момента, как я оказался в открытой воде. Я бросился в озеро и пытался уплыть", — вспоминает один из выживших.

Расстрелял и взорвал привычный мир норвежский гражданин. Он объявил, что его миссия — спасение Европы от иноверцев, а убийство — самооборона от исламского вторжения и марксизма. Потому он и выбрал для атаки именно норвежских левых, защищающих политику мультикультурализма.

На месте взрыва открыли государственный информационный центр. По периметру — хронология событий, в центре — осколки машины, которую террорист начинил взрывчаткой. Некоторые родственники погибших были против таких экспонатов, считая, что центр могут использовать, наоборот, как памятник преступлению Брейвика.

Но о том, что у Брейвика есть последователи в Норвегии стараются не вспоминать. Бывший премьер Столтенберг не раз повторял, что проблем с правонационалистическими движениями в стране нет.

Ничего подобного норвежцы ещё не переживали. И даже за пять лет они не до конца поверили в новую реальность.