Благодаря задержанию украинских диверсантов в Крыму, специалистам ФСБ удалось разгромить агентурную сеть, которую Киев пытался выстроить на полуострове. Следователи, которые допрашивают подозреваемых, составили общую картину того, как украинские власти намеревались дестабилизировать российский регион. Задержанные во всех подробностях рассказывают о том, что они планировали взорвать и называют имена своих кураторов из главного управления разведки Минобороны Украины.
Ему дали позывной Юзеф, перебросили из Запорожья в Крым и пообещали платить 4-5 тысяч гривен. Легализоваться на полуострове и получить российский паспорт заброшенный агент не успел. Задания из Киева посыпались сразу. 30 июля он заложил муляж бомбы в симферопольском аэропорту, позвонил в службу 112 и поставил записанное на диктофон сообщение.
"Я услышал то, что меня повергло в шок: что я — амир Каримов. Что сегодня мы с братьями переходим с малого джихада на большой и ровно в 12 часов мы взорвем центральный аэропорт города Симферополя, а также центральные автовокзалы Ялты, Симферополя и Севастополя, а также Керченскую переправу, — рассказал задержанный Сулейманов. — Я направился к аэропорту, чтобы наблюдать за действиями правоохранительных органов".
Это было за несколько дней до организованной вылазки украинских спецслужб. Если бы диверсантам удалось проникнуть на полуостров, Юзеф-Сулейманов своими липовыми закладками и звонками о терактах смог бы отвлечь от них внимание.
Бой завязался в 2 часа ночи возле пограничного пункта в районе Армянска. Отстреливаясь, украинские военные уходили к морю. Именно здесь погиб сотрудник ФСБ, еще один был ранен. На путях отхода ставили растяжки и противотанковые мины, рассчитанные на неизвлекаемость. Саперам позже пришлось их подрывать. Уходили налегке, сбросив все.
Оставили арсенал, с помощью которого можно вести настоящую войну: 20 собранных и готовых к применению самодельных бомб. По мощности — 40 килограммов тротила. Здесь были и штатные противотанковые и магнитные мины, направленного действия, пистолеты, патроны, средства маскировки.
"По указанию Кириллова был заложен тайник в районе города Армянск, также приобретены пять комплектов формы образца российской армии", — рассказывает старший в группе диверсантов Евгений Панов.
- Что находилось в тайниках?
"В тайниках находилось вооружение. Я участия в закладке не принимал, потому как это были не мои задачи", — открещивается от минирования задержанный.
Евгений Панов, позывной Юджин. Он — координатор группы на российской стороне. В его машине еще один схрон. В канистре — три детонатора. В салоне мобильные телефоны, карта полуострова.
Другая машина диверсантов. И в ней еще один тайник, в запаске. Три килограмма пластида. За рулем был Андрей Захтей, крымчанин.
"Назначили встречу в районе кладбища. И там мы должны были встретиться, я должен забрать четырех людей с грузом, с которым они прибыли. Я теперь осознаю, что непосредственно выполнял приказы военной разведки Украины", — признается задержанный Андрей Захтей.
Схема прорыва выглядит так. первая группа тайно пыталась проникнуть на полуостров, форсировав пролив на резиновых лодках в районе Армянска. Но они нарвалась на засаду. Две другие группы сутки спустя открыли огонь возле КПП "Турецкий" вал и со стороны полуострова Ад. Шли напролом со стрелковым оружием. С украинской территории их прикрывала артиллерия — танк и БМП били по российским пограничникам. Хотя, скорее всего, это была лишь попытка прикрыть отход той первой группы, которая провалилась. У каждой ячейки и каждого агента были четкие установки, специальные каналы связи, система паролей, шифров. При этом рядовые агенты в Крыму не знали даже фамилий тех, кто отдавал приказы из Киева.
"Павел Николаевич сообщил, что мне нужно будет собирать на территории Крыма военную информацию. Если "ВКонтакте" или "Одноклассниках" мне напишут незнакомые люди и произнесут основное слово "Чикаго" – значит, этот человек от него. И от него могут поступить задания. Каждые 2-3 дня я должен был выходить с ним на связь и писать ему либо плюс, либо о'кей. Значит, со мной все хорошо", — пояснил Сулейманов.
По сути, вскрыта разветвленная диверсионная сеть. Известны многие имена — все кадровые военные. Олег Дмитренко, офицер взвода разведки 37-го батальона 56-й бригады главного управления разведки министерства обороны Украины, позывной Лис. Его непосредственный командир — Алексей Сандул, лейтенант того же подразделения. Евгений Панов служил там же командиром подразделения разведки. На Донбассе он участвовал в так называемой АТО. На плече у Панова — шеврон одного из карательных батальонов.
В своих показаниях Панов назвал объекты инфраструктуры, которые были намечены для подрывов — паромная переправа в районе Керчи, крымский химзавод "Титан", кстати, это актив украинского олигарха Фирташа, вертолетный полк в Джанкое. Кроме того, важнейшие энергообъекты. Одного из украинских диверсантов по фотографии опознал Марлен Алиев, ведущий инженер Джанкойского водоканала.
В Крыму по-прежнему действует особый режим безопасности. Усилены границы, под особой охраной вокзалы, аэропорты, объекты инфраструктуры. Кроме этих троих диверсантов задержаны еще несколько человек, которые так или иначе работали на украинскую разведку. Сейчас они дают показания.