Вашингтон обвинил Москву в обстреле гуманитарного конвоя ООН в Сирии. Представители Белого дома заявили, что колонну разбомбила сирийская или российская авиация, но ответственность за нападение лежит именно на Москве. Впрочем, каких-либо доказательств американские чиновники не предоставили. О том, как это происшествие может повлиять на мирное урегулирование в Арабской республике, обсуждают на Генассамблее Объединенных Наций в Нью-Йорке. Как теперь, после сорванного перемирия, страны-участницы предлагают положить конец войне в Сирии?
Неделя общеполитической дискуссии в рамках открывшейся 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН — это 130 глав государств, правительств, десятки глав МИД, которым предстоит провести тысячи двухсторонних встреч. Впрочем, главную тему крупнейшего дипломатического форума определяет сама международная обстановка — хрупкое перемирие в Сирии сорвано.
Раннее утро. Конференц-зал отеля Lotte New York Palace. Первая встреча Сергея Лаврова и Джона Керри в рамках заседания международной группы поддержки Сирии после обострения ситуации. Ответственность за гибель гуманитарного конвоя, который следовал в Алеппо, госдеп США возложил на Россию. Ответ российского министра иностранных дел своему американскому визави, который остался за кадрами краткой протокольной съемки, звучит в интервью Лаврова для программы "Вести в субботу" в зале Совбеза.
"Наши военные уже сделали соответствующие заявления, что наша авиация там не работала. Сирийская авиация работать не могла, потому что атака на конвой произошла в темное время суток. Сирийские ВВС в это время не летают, у них таких возможностей нет. Атака произошла в момент, когда гуманитарный груз разгружался уже в восточном Алеппо", — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.
Поговорив с Керри, Сергей Лавров в штаб-квартиру ООН пошел пешком. У главы российского МИД в Нью-Йорке необычайно плотный график, а Манхэттен плотно встал в пробках из-за кортежа Обамы. Но даже так американский президент умудрился опоздать к началу своего последнего выступления на Генассамблее. Чтобы не прерывать ход заседания, очередь Обамы передали президенту Чада.
Говорил Обама пафосно и долго, более чем в два раза превысив пятнадцатиминутный регламент. Похвалил сам себя за улучшение отношений с Кубой. Россию обвинил в том, что наша страна, применяя силу, якобы пытается вернуть себе утраченное величие. Где и как, правда, не ясно. В сирийском вопросе, впрочем, Обама за диалог. Во всяком случае, на словах.
"В таких местах, как Сирия, где нет возможности заполучить военную победу, необходимо добиваться политического урегулирования и прекращения насилия путём дипломатии. Международное сообщество должно работать с теми представителями сторон конфликта, которые стремятся строить, а не разрушать, и настроены на диалог", — сказал президент США.
С кем и о чем собирались разговаривать боевики ИГИЛ (запрещена в РФ)(группировка запрещена в РФ), которых с воздуха 17 сентября фактически поддержала американская авиация, разбомбившая правительственные сирийский войска, Обама не пояснил. Но именно удар под Дейр эз-Зором раскачал надежды на хрупкое сирийское перемирие.
"Эта сирийская трагедия останется в истории постыдным деянием для всего международного сообщества, если мы в ближайшее время не положим этому конец. Алеппо – это город мучеников и он останется в нашей коллективной памяти таковым. Необходимо обеспечить мир, в противном случае мы будем ответственна за хаос и провал в Сирии. Совет Безопасности должен безотлагательно собраться с тем, чтобы положить конец этому театру. Совбез не должен быть использован для защиты виновных", — уверен президент Франции Франсуа Олланд.
Шанс на это у Совета Безопасности будет уже сегодня. На 9 утра по Нью-Йорку в штаб квартире ООН назначено министерское заседание по Сирии. Впрочем, надежды на принятие согласованной резолюции нет. США по-прежнему не хотят раскрывать детали мирного плана.