С Нового года в силу вступил закон, ограничивающий права так называемых профессиональных взыскателей. Теперь за угрозы, травлю и причинение ущерба имуществу или здоровью должников коллекторы будут привлечены к ответственности. Изменения в законе стали необходимы после серии громких дел, в которых пострадали заемщики и их семьи.
Ее жизнь превратилась в ад. Небольшой кредит в 20 тысяч перерос в большие проблемы: коллекторы звонят днем и ночью, забрасывают СМС, обзывают воровкой, наркоманкой, требуют вернуть долг. И ставят перед выбором: деньги или дети?
"Коллектор звонит моему мужу, друзьям, родственникам. Пишет в социальных сетях о том, что я воровка, нищебродка. Взяла у них деньги и потратила на наркотики. При этом моих детей заберут органы опеки", — рассказывает Юлия Нигматуллина (Башкирия, Уфа).
Взаймы она брала вот в одной из кредитных контор. Приличный офис, вежливые сотрудники. Директор регионального представительства оправдывается: его подчиненные не выбивают, а вгоняют в долги.
"Наши сотрудники этим не занимаются. Кто звонил, с какой целью? Если есть запись, то лучше клиенту обратиться в правоохранительные органы", — утверждает директор регионального представительства микрофинансовой организации Радик Баширов.
Впрочем, теперь, обещают парламентарии, коллекторов поставит на место закон. Они больше не имеют права публиковать данные о должнике в Интернете, беспокоить заемщиков ночью, после 22.00, звонить чаще одного раза в сутки. Личные встречи — только раз в неделю. Причем, наведываться к инвалидам, старикам и детям и даже звонить им — запрещено.
"Указом президента и постановлением правительства определено, что этим будет заниматься Служба судебных приставов. И вот только те, кто включен в реестр Службы судебных приставов, смогут заниматься взысканием соответствующей задолженности у физических лиц", — объясняет председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Обычно банки продают кредитные портфели коллекторским агентствам. А уже те работают с должниками. Методы были откровенно бандитскими.
Все помнят чудовищную ульяновскую историю, когда коллектор едва ли не сжег заживо двухлетнего малыша. Его родители задолжали всего 4000 рублей.
В Мурманске задолжавшей женщине присылали коллаж: на гранитном надгробии — фотография годовалой дочери. И подпись: "Убита за долги родителей". Коллекторы знают, на что давить. Клеймят позором, расписывая стены именем должника.
В Новосибирске пошли еще дальше и стали доставать соседей.
- Придут, то пеной замки хальют, то испишут все.
Пока ничего не случилось. Просто почтовые ящики и припаркованные автомобили жильцов этого дома забрасывают анонимными угрозами. Некое коллекторское агентство "Кавказ". Виртуальное. В реальности — не существует. Встретиться с участковым съемочной группе так и не удалось. В общежитии, где расположен его рабочий кабинет, даже имени полицейского не знают.
- Сидит он у нас вот здесь. Здесь при нем пьют, и все, что угодно.
- А как его зовут?
- Не знаю.
Теперь, по оценкам финансовых аналитиков, коллекторских агентств станет раз в десять меньше. Распрощаться с назойливыми звонками можно будет просто: должник звонит в банк и просит его не беспокоить. Все вопросы отныне решаются через Службу судебных приставов.