Второго августа в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище после литургии состоится крестный ход и панихида по протоиерею Валентину Амфитеатрову. Событие примечательное уже потому, что первые панихиды на могиле этого священника служились в 20-е годы прошлого века. Обычай этот ввела духовная дочь батюшки Анна Зерцалова. Трижды в год она приглашала священников, чтобы те совершали службу, звала на нее верующих. 27 ноября 1937-го года Анна Зерцалова была расстреляна за это преступление на Бутовском полигоне.
Ваганьково
С настоятелем храма Воскресения Словущего игуменом Петром (Еремеевым) и прихожанином, журналистом Борисом Степановым мы встретились заранее: чтобы успеть рассказать о панихиде с крестным ходом по отцу Валентину Амфитеатрову и, тем самым, напомнить о возможности прийти на Ваганьково. И не только в этот день: оказывается, службы по протоиерею Валентину совершаются каждое воскресенье.
Это рассказал Борис Степанов. Добавив, что "есть три особых дня — день рождения отца Валентина, день его ангела и день смерти, — когда мы приглашаем гостей. Поучаствовать в молитве приглашаем. 2 августа — в день упокоения — состоится крестный ход и торжественная панихида у могилы. После чего мы организуем бесплатную экскурсию, чтобы люди могли узнать побольше о Ваганьково, кто здесь похоронен. А после того, как люди помолятся, угостим всех чаем с пирожками".
Обычно приходит и внучка Амфитеатрова. Она с удовольствием рассказывает о дедушке, достойном того, чтобы о нем узнало как можно больше людей. Гости делятся личным, как по их молитвам "батюшка помог": еще при его жизни были известны случаи чудес, и они продолжаются по сей день. Существует поверье, что отец Валентин помогает всем, кто приходит к нему за помощью.
Валентин Амфитеатров
Валентин Амфитеатров (1836-1908) происходил из рода архиереев, священников и деятелей культуры. Женился на сестре друга Елизавете Алексеевне Брильянтовой. Окончив духовную семинарию, священником стал по настоянию тестя: это было условием согласия на свадьбу. Впрочем, к тому времени Валентин Николаевич и сам созрел до этой мысли. Первое место назначения — Благовещенский храм Калуги. Спустя 11 лет, протоиереем, он оказался в Москве в кремлевском храме Святых Константина и Елены. В 1892-м году отец Валентин был назначен настоятелем в Архангельский собор Кремля. Где бы он не служил, в храмы эти мгновенно заполнялись толпами желающих послушать проповеди Амфитеатрова, его наставления, утешения. Он стал известен настолько, что знаменитый Иоанн Кронштадтский (канонизированный как Иоанн Праведный) говорил паломникам из Москвы: "Зачем вы едете ко мне? У вас есть отец Валентин".
Валентин Амфитеатров действительно был из тех батюшек, о встрече с которым мечтают даже неверующие. Он принимал всех и каждого был готов круглосуточно слушать и утешать. Когда ему дарили деньги, он раздавал их бедным. Помогал с устройством на работу, организовывал бесплатные медицинские консультации, сиротам находил семьи. И даже выдавал замуж вдов. За 6 лет до смерти он ослеп, поэтому не мог служить, но продолжал принимать прихожан на дому. В оставшееся время надиктовывал книги. К сожалению, большинство из начитанного им никогда не увидело свет: рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970-м году.
Умер отец Валентин Амфитеатров в 1908-м году, и с тех пор почитался как чудотворец. В 1998-м году, Комиссия по канонизации святых рассмотрела материалы к канонизации его как местночтимого святого Московской епархии и постановила, что для причисления протоиерея Валентина к лику святых нет никаких препятствий. Однако канонизации так и не произошло. Зато в 2000-м году была канонизирована Анна Зерцалова. Та самая женщина, организовавшая панихиды на его могиле.
Хранители памяти
Тут надо сказать, что отец Валентин не единственный, чью память стараются сохранить на Ваганьково. С 2015-го года на приходе появились "Хранители памяти". Конечно и раньше люди заносили в интернет базу имена родных, похороненных на Ваганьково, но три года назад приход стал активно вносить новые имена. Работы им хватит на годы — на кладбище лежит около 100 тысяч человек. Здесь хоронили еще при Екатерине Второй. На Ваганьковское кладбище — единственное в черте города — свозили во время чумного бунта 1771-го года и во время войны 1812-го года. И, конечно, массово, без учета, хоронили репрессированных в советские годы.
"Всех перечесть, к сожалению, мы не можем", — говорит Борис Степанов. — "Но на сегодняшний день у нас есть список из 500 человек. Практически каждый день мы кого-то поминаем. Мы занимаемся изучением истории, храним ее для себя и помогаем сохранить память другим людям. Если человек совсем недавно скончался приглашаем его коллег, родственников2...
Подробнее о задумке рассказал настоятель игумен Петр (Еремеев): "Ваганьковское кладбище, как любое кладбище города, на котором погребены известные люди, оставившие след в жизни каждого из нас — актеры, спортсмены, выдающиеся деятели науки, образования – представляет собой очень важный аспект с точки зрения формирования у людей культуры памяти. И храм, как единственное место, где поминовение совершается организованно, является хранителем этой памяти. Последние три года мы составляем реестр дней рождения и кончины тех, кто имел значение в жизни москвичей. Этот перечень включает в себя сотни имен, которые мы вносим в наше богослужебное расписание. Кроме того, разрабатывая реестр, мы пишем письма всем причастным к жизни этих людей. Если это театр, мы пишем всюду, начиная от его первой театральной студии, театру, где он работал, членам труппы. Мы рассказываем, что для нас память об этом человеке имеет большое значение, что память важна и точки зрения воспитания подрастающего поколения, преемников театральной традиции. Десятки писем. И получаем ответ. Так в нашем храме формируется культура поминовения, культура памяти, в которой мы все нуждаемся. И в этом наша ответственность, долг нашего прихода. Это находит отражение в заново разрабатываемом сайте. Мы хотим, чтобы сайт нашего храма на Ваганьково стал интерактивной картой всего кладбища. Хотим внести туда все имеющиеся базы данных и обращаемся к прихожанам, чтобы они помогли нам сформировать эту базу. Чтобы любой мог открыть раздел, посвященный упокоенному на кладбище христианину и прочесть его жизнеописание, увидеть его фотографии.
Мы видим в этом свою миссию. Вообще, когда мы в первый год разрабатывали раздел, связанный с погребениями на Ваганьково духовенства московского и монашествующих, я для себя увидел такую задачу: сделать возможным для приходов в Москве и монастырей дни памяти, дни рождения, дни упокоения священников, настоятелей, клириков, регентов храмов, существующих в Москве поныне, чтобы у них была возможность поминать своих предшественников у нас на Ваганьково. Мы пишем на приходы письма и прозваниваем настоятелей и наместников монастырей, приглашаем служить литургию в храме всем приходом или всем монастырем, совершить поминовение после литургии в храме на могиле. Постепенно в жизнь нашего прихода входи то, что называют сегодня, межприходскими связями. У нас лежит известный в Москве архидьякон Константин Розов, служивший в храме Христа Спасителя — он был камертоном дьяконского служения десятилетия в Москве. И на могилу к нему приезжает целый сонм духовенства. Есть осколки от погребений подворья Валаамского монастыря в Москве, монастыря Иоанна Предтечи. Многие погребения исчезли в советский период, но отдельные погребения чудом сохранились. И иногда по осколку можно определить его месторасположение в прошлом. То есть это пласт жизни города, почти 300 лет непрерывных погребений. Конечно, для нас огромный вызов и большущая ответственность как сделать возрождение церковной культуры в нашем городе частью богослужебной жизни. Сделать элементом воспитания подрастающего поколения. Этим сегодня мы озабочены".