Автор: Андрей Кондрашов
Дональд Трамп объявил о новой стратегии США в Афганистане. В помощь восьми тысячам американских солдат, которые уже находятся в этой стране, отправляют еще четыре. Командованию обещаны дополнительные полномочия. На этом новости заканчиваются. Третий подряд американский президент, обещая мир, продолжает самую длинную войну в истории Америки и жонглирует предвыборными обещаниями о выводе войск из региона, исполняя их с точностью до наоборот. Жест, по стилю напоминающий ушедшего Обаму. Усиленные американские войска, по словам Трампа, займутся борьбой с терроризмом.
"Второе дно" этой стратегии неожиданно раскрыл госсекретарь Тиллерсон, обвинив Россию в поставках оружия движению "Талибан" (запрещена в РФ) (запрещенная в РФ организация). Как всегда, бездоказательно. И абсурдно.
Россия поддерживает антиталибские силы в стране с середины 90-х. Знаменитый Северный альянс — объединение афганских полевых командиров — эффективно боролся с талибами и копировал афганскую армию, созданную советскими военными специалистами. Но таджику Ахмад-шах-Масуду, а затем и узбеку генералу Дустуму помогали не только советом, но и делом: оружием и техникой. Таким образом Москва защищала Таджикистан и Узбекистан от распространения в них исламского радикализма.
По этой же причине в 2009-м мы предоставили американцам свое воздушное пространство для операций в Афганистане. Пример, пожалуй, самого тесного военного сотрудничества между двумя странами в послевоенной истории. Правда, Вашингтон заверил, что война будет короткой и оккупации якобы никто не планирует. Вышло иначе.
Вот и нынешняя речь Тиллерсона не просто новая попытка разыграть российскую карту. Госсекретарь точно указал, куда будет направлен удар американского контингента, — на движение "Талибан". И если по талибам ударят с юга, то отходить по логике они будут на север, то есть опять-таки к границам наших центрально-азиатских партнеров.
Не исключают эксперты, что американцы сознательно будут выдавливать радикалов и в западный Китай. К тому же озвучены планы американской борьбы с террористами и на территориях, которые заходят в глубь соседнего Пакистана. Если здесь возникнет конфликт между Вашингтоном и Исламабадом, то проблема КНДР покажется детской шалостью. Пакистан имеет и реальные ядерные боеголовки, и абсолютно действующие ракеты. В общем, начинается внедрение какого-то нового сценария переформатирования огромного региона.
Автор: Александр Сладков
Запад любит тишину у себя дома. Американские и европейские солдаты воюют на выезде. Возьмите хотя бы Афганистан. США уже, было, вывели свои силы из этой страны, уже попрощались, оставили инструкторов, чтобы обучать афганских солдат, теперь янки вновь получили приказ воевать. И ограниченный контингент американских войск в Афганистане вновь будет увеличен.
Непобеждённые талибы берут под свой контроль всё новые и новые территории. За 16 лет своей кампании американцы так и не смогли их победить. Якобы уходя, военные США, тем не менее, оставили в Афганистане шесть своих баз. И вот теперь Трамп принял решение о возвращении на эти базы четырёх тысяч солдат.
"Но беда в том, что эти четыре, да хоть десять тысяч не изменят положение к лучшему. Мы помним, что не так давно, там только американских солдат сто тысяч стояло. И они довели ситуацию до той, в которой Афганистан живет", — отметил Замир Кабулов, директор Второго департамента Азии МИД РФ, бывший посол РФ в Афганистане.
"Афганистан расположен в Центральной Азии. Это с геополитической точки зрения важнейший район. Находясь там, можно контролировать Индию и Пакистан и другие государства, угрожать России", — считает Махмут Гареев, президент Академии военных наук РФ, экс-советник президента Афганистана по военным вопросам, бывший заместитель начальника Генштаба ВС СССР.
Американцы высадились в Афганистане 7 октября 2001 года. Первая "бомбардировка" была сухими пайками, которые тут же оказались на афганских базарах — по два доллара за штуку. Сами афганцы их есть боялись — опасались запрещённых для мусульман продуктов.
Новый ввод войск США стал неожиданностью и для Афганистана, и для его соседей, и для всех ключевых игроков мировой политики, в том числе и для бывших союзников по войне с талибами. Кроме сотни тысяч американцев в Афганистане воевали и 50 тысяч их европейских союзников, а также несколько десятков сотрудников частных военных компаний.
"Там были немецкие войска. Бундестаг принял решение, чтобы после семи часов вечера солдатам не разрешать выходить из тех казарм, где они жили. Был случай, когда на немецких солдат напали талибы или наоборот. Но было столкновение. Вот еще более анекдотичный случай. В районе Баграма, это севернее Кабула, итальянцы и французы находились. И вот французы, как писала итальянская газета, ушли оттуда. Чтобы на них не нападали, они платили дань талибам", — рассказал Махмут Гареев.
"Если мы припомним высказывание раннего Трампа в ходе избирательной кампании, он вообще ставил вопрос, что мы там вообще делаем, куда мы триллион долларов и больше 2 тысяч жизни американских военнослужащих потратили? И я не буду продолжать этот бизнес в том виде, в каком он есть. Это явно были намеки — и здравые – на то, что, в общем-то, оттуда как-то надо уходить, но потом обстоятельства и конъюнктура американская, наверное, изменились", — отметил Замир Кабулов.
Ввод американского контингента явно не понравится Пакистану. Он десятилетиями влияет на Афганистан, большинство сил, воюющих против кабульской власти, готовятся на пакистанской территории. США закрывали на это глаза. И даже заявили, что якобы это Россия помогает талибам оружием.
"Как-то внезапно американцы спохватились после 16 лет, когда ситуация такая была. Вспомнили, что Пакистан у себя "крышует" террористов, лагеря и прочее. Господа, где вы были 16 лет, ничего не изменилось за это время", — сказал Замир Кабулов.
И дело не в том, что всех талибов выгонят в Пакистан, владеющий, кстати, ядерным оружием. Но американцы и там готовы проводить свои операции. И уже делали это без согласования с Исламабадом. Достаточно вспомнить скандал со штурмом дома бен Ладана в Пакистане.
"Мне трудно представить, чтобы Вооружённые силы Пакистана оставили такие попытки без ответа, а если такая конфликтная ситуация возникнет, то весь регион заполыхает, и мало не покажется. У американцев вечные претензии к Ирану. Они в с ним почти в состоянии войны находятся", — подчеркнул Кабулов.
"Главная цель — изменить всю обстановку на Ближнем Востоке, используя подпольную силу этих террористов. Они же хотят усилить влияние на Пакистан, на Индию. Это ключевой район, через который можно на все эти страны оказывать влияние", — уверен Махмут Гареев.
Ещё одна опасность ждёт Таджикистан, где расположена 201-я российская база. В начале 90-х афганские полевые командиры часто водили свои отряды за реку Пяндж, пытаясь взять соседние горы под свой контроль. Таджикская армия тогда только формировалась, и республику защищали российские военные и пограничники, параллельно вооружая и обучая таджикских коллег.
"Любая активизация боевых действий в Афганистане не может положительно сказаться не только на Таджикистане, но и на Афганистан, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан. Эти страны и их руководства и военные хорошо осознают эту ситуацию и готовятся к возможному ее ухудшению. И они смогут достойно встретить врага, если он к ним сунется", — считает Замир Кабулов.
А вот для американцев создание боеспособной армии в Афганистане оказалось проблемой. Прежних генералов и офицеров, обученных СССР, уволили. Новыми инструкторами стали западные военные.
"Мы всегда были сторонниками за укрепление афганской национальной армии, полиции, Службы безопасности, которые сами должны решать, а вот им помочь вооружить, обучить — это задача международного сообщества. Мы это все однажды делали, но 16 лет американцы были там, они готовили эту армию, эти Вооружённые силы, поэтому к ним вопрос: почему такие многочисленные по сравнению с талибами Вооруженные силы Афганистана не могут справиться с обстановкой?" – говорит Кабулов.
Но в итоге за 16 лет — триллион потраченных долларов, 2300 погибших и 17 тысяч раненых американских солдат, десятки тысяч убитых мирных жителей, рост производства наркотиков и сплошная война. А также стремительно растущая статистика терактов. Атакуют посольства, бизнес-центры, полицейские участки, объекты Минобороны, захватывают университеты. Очередное нападение — на мечеть в Кабуле во время пятничной молитвы. Более 20 погибших, десятки раненых.