Более 80 процентов москвичей были заранее проинформированы о выборах муниципальных депутатов, которые прошли 10 сентября, говорится в исследовании, проведенном Центром политических технологий.
Утвердительно на вопрос, знали ли они о том, что 10 сентября состоятся выборы, утвердительно ответили 82 процента респондентов. При этом на вопрос о том, принимали ли они сами участие в голосовании, положительно ответили 25 процентов.
Такое превышение ответов над реальной явкой, которая составила 15 процентов, для социологов не сюрприз: часто интервьюеру сообщают о социально одобряемом поведении, даже если такого поступка в реальности не совершали.
"А тут еще наутро многие узнали, что выборы были весьма интересными, и кто-то пожалел, что не сходил", — отмечается в сообщении.
В то же время, пользователи Интернета в явке оказались менее активными: лишь 28 процентов из тех пользователей, которые знали о выборах, приняли в них участие, тогда как из не пользующихся Интернетом на участки пришел 41 процент. Однако это вполне объяснимо: не пользуются Интернетом, как правило, люди старших возрастов, которые являются более дисциплинированными избирателями.
В итоге 70 процентов из тех, кто знал о выборах, голосовать не пошли.
"Иначе говоря, участники выборов — партии и кандидаты — убедили прийти и отдать за них свой голос только меньшую часть избирателей", — говорится в исследовании. При этом по сравнению с выборами в Гордуму, которые прошли 3 года назад, явка снизилась на 6 пунктов – снижение не критическое, но заставляет задуматься.
Привлечь на выборы избирателей, в первую очередь, задача тех, кто баллотируется. Избиратель становится более рациональным: он идет на выборы не чтобы ритуально опустить бюллетень в урну, а чтобы поддержать конкретных политиков, отмечают исследователи.