Почему США теряют союзников на Ближнем Востоке


GLP

Стратегические партнёры преподносят Вашингтону сюрпризы один за другим. Не успели утихнуть страсти после решения Саудовской Аравии приобрести у России комплексы С-400, как новый вызов поступил из Анкары.

Стратегические партнёры преподносят Вашингтону сюрпризы один за другим. Не успели утихнуть страсти после решения Саудовской Аравии приобрести у России комплексы С-400, как новый вызов поступил из Анкары.

Турция мгновенно отреагировала на попытку США оказать давление на официальную Анкару в деле задержанного в Стамбуле сотрудника генконсульства США Метина Топуза.

Скандал вокруг деятельности этого дипломатического работника грозит приобрести нешуточный масштаб. Такой вывод можно сделать, основываясь не только на предъявляемых ему обвинениях, но и на той реакции, со стороны Вашингтона, которая направлена была на освобождение своего дипломата.

Топуза задержали по подозрению в причастности к организации попытки госпереворота в Турции. Обвинение уже само по себе достаточное для того, чтобы сотрудник американской дипмиссии попал под суд, вместо того, чтобы просто быть высланным из страны. Однако на этом турецкие правоохранители не остановились. Они заявили, что проанализировали его переписку и телефонные контакты и выяснили, что Топуз и по сей день поддерживает связь с лицами, разыскиваемыми на территории Турции.

Но и это ещё не всё. Турецкие сыщики раскопали контакты Метина Топуза пятнадцатилетней давности и установили, как они заявляют, связь американского сотрудника генконсульства с организаторами терактов в Стамбуле в 2003 году.

Вполне вероятно, ему предъявят обвинение в покушении на конституционный строй, шпионаже и попытке свержения законной власти.

И то, что столь одиозный персонаж оказался сотрудником американской дипмиссии, власти Турции видят вполне закономерную тенденцию, о чём лишний раз напомнил накануне президент Тайип Эрдоган. Он обвинил страны Запада в поддержке ИГ (запрещена в РФ)и "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" (запрещены в РФ). "За всеми этими организациями вы увидите тень Запада. Все они находят убежище на Западе", заявил Эрдоган, выступая перед своими сторонниками в Афьоне.

Публичная реакция Вашингтона на задержание Топуза последовала спустя 4 дня после события, что может свидетельствовать о попытках за закрытыми дверями решить вопрос о его передаче американской стороне. И масштаб реакции ясно демонстрирует провал этих попыток. 8 октября было объявлено о прекращении выдачи турецким гражданам неиммиграционных виз в США.

"Последние события заставили правительство США пересмотреть вопрос об обязательствах правительства Турции в отношении безопасности дипмиссий США и их персонала. Чтобы свести к минимуму количество посетителей нашего посольства и консульств, мы приостановили все неиммиграционные визовые услуги во всех американских дипмиссиях в Турции", — говорилось в сообщении, размещённом на странице в twitter посольства США в Турции.

"Рекордные" 4 часа потребовалось Анкаре на подготовку зеркального ответа. В тех же выражениях и основываясь на тех же опасениях, турецкое посольство в США опубликовало своё заявление на странице в той же соцсети.

Дословное повторение текста — это явный сигнал Вашингтону, который призван показать, что Анкара позиционирует себя не только как равного партнёра, но и как равного соперника на политическом поле.

С обострением политического противостояния эксперты связывают и падение турецкой лиры на бирже. За сутки лира потеряла к доллару почти 4 процента своей стоимости, чего не было со времени неудавшейся попытки госпереворота в прошлом году. Такая параллель тоже нервирует Анкару.

Турция, в свою очередь, раздражает США укреплением регионального сотрудничества, вытесняющего штаты за границу своего влияния.

Так на днях Эрдоган принимал у себя президента Ирана Хасана Роухани. Стороны договорились расширять торговлю в национальных валютах там, где сейчас представлен американский доллар. Более того, не смотря на известные разногласия в вопросах разграничения сфер регионального влияния, обе страны, претендующие на звание лидирующей силы в регионе, смогли прийти к соглашению по сирийскому вопросу.

По заявлению Эрдогана, стороны придают “особое значение” договорённостям, достигнутым в Астане между Россией, Турцией и Ираном и будут следовать в русле трехстороннего механизма по соблюдению зон деэскалации. И вновь ни слова о роли США в этом вопросе.

Разобщённость политического истеблишмента в США приводит к ослаблению внешнеполитических позиций Вашингтона. Неспособность, на этом фоне, положительно влиять на урегулирование проблем в Сирии и Северной Корее вызывает лишь увеличение агрессивности в риторике, что само по себе уже не даёт того эффекта, на который могли бы рассчитывать США.

Такое положение дел в ближайшее время может лишь усугубить разрыв отношений Вашингтона с союзниками по НАТО, что в целом вряд ли скажется на укреплении стабильности в том или ином регионе мира.