Исполнителями терактов стали граждане Бельгии братья Бакрауи. Личности еще двоих участников атаки пока не установлены. Их ищет полиция. Информацию о задержании одного из них прокуратура опровергла. Спецоперации идут по всему городу. В коммуне Скарбек, где жили братья-террористы, полиция обнаружила еще 15 килограммов взрывчатки и компьютер с важной информацией.
Одного из смертников, которые попали в объектив камер наблюдения, полиция определяет почти сразу по отпечаткам пальцев. 30-летний Ибрагим Бакрауи взорвал себя у 11-й стойки регистрации в брюссельском аэропорту. На его левой руке — черная перчатка с детонатором. Мужчина прекрасно знал, что его ищут повсюду, потому и решил торопиться, чтобы не оказаться в тюрьме, по его словам, так ничего и не сделав.
Эти признания следователи нашли в компьютере, который Ибрагим выбросил в мусорное ведро около дома перед тем, как поехать в аэропорт. Работники коммунальных служб изъяли устройство из пакета лишь потому, что по правилам аппаратуру нужно утилизировать отдельно. А затем на всякий случай отдали ее полиции.
Брат Ибрагима — 27-летний Халид — второй смертник. Он привел в действие пояс со взрывчаткой на станции "Маальбек" в европейском квартале.
Оба брата выросли в Брюсселе и хорошо были известны полиции. В январе 2010 года Ибрагим участвовал в вооруженном ограблении пункта обмена валюты, отстреливался от полиции из автомата Калашникова. Осужден на 9 лет тюрьмы, то ли освобожден досрочно, то ли бежал.
Его брат Халид получил 5 лет за угон автомобилей и владение целым арсеналом оружия. И, что особенно важно для европейских спецслужб, Халид имел самое непосредственное отношение к парижским терактам. Он арендовал на поддельное имя квартиру-тайник в бельгийском городе Шарлеруа, где готовились парижские атаки в ноябре 2015 года. Он же арендовал жилье на улице Дрис в Брюсселе, где появлялся регулярно вместе с братом, а также одним из основных организаторов парижских атак — Салехом Абдесламом.
Соседи до сих пор не могут поверить, что у них за стенкой собиралось ядро ячейки бельгийских джихадистов. Полиция вышла на след братьев-смертников еще на прошлой неделе, 15 марта. Полиция собиралась провести в квартире обыск.
Квартира в Форе была взята в аренду по поддельным документам. Здесь до сих пор все оцеплено. Трое предполагаемых джихадистов были внутри, когда сюда нагрянула полиция. Двое братьев, отстреливаясь, ушли по крышам соседних домов. Их сообщника застрелил снайпер.
Пожалуй, главная цель сил безопасности Бельгии сейчас —24-летний Нажим Лакрауи. Его имя европейским спецслужбам известно уже очень давно. Это друг детства Салеха Абдеслама. Его называют главным химиком террористов в Европе. Он готовил пояса смертников для парижских атак. Он был и в брюссельском аэропорту вместе со смертниками. У него была самая мощная бомба в чемодане, но она сдетонировала уже после того, как людей эвакуировали.
Лакрауи изучал электромеханику в Брюсселе. В аэропорт бельгийской столицы Лакрауи спокойно прошел, несмотря на то, что его ищут по всей Европе еще с ноября 2015 года. Он пустился в бега вместе с Салехом Абдесламом сразу после парижских терактов.
23 марта приходили сообщения о его аресте в пиццерии в брюссельском районе Андерлехт, но позже полиция это опровергла. В розыске сейчас и еще один друг детства Салеха Абдеслама — 30-летний Мохамед Абрини. И он также уже давно числится в розыске в связи с парижскими атаками. Его видели на заправке в пригороде французской столицы на черном Renault Clio за два дня до взрывов и расстрела людей в театре "Батаклан". Потом этот автомобиль, на котором террористы приехали в город, нашли брошенным на одной из парижских улиц.
Обыски в Брюсселе продолжаются. Ищут 22-летнего бельгийца турецкого происхождения, который только недавно вернулся из Саудовской Аравии. Возможно, он был за рулем черного Audi С4, который на большой скорости уехал из аэропорта Брюсселя сразу после взрывов. Внутри было три человека, утверждают очевидцы. Кто привел в действие еще одну бомбу в аэропорту — на фото с камер наблюдения этот человек слева тоже с черной перчаткой на левой руке — еще предстоит установить. А пока удалось найти дом, откуда террористы отправились в воздушную гавань.
Трое террористов спустились с 5-го этажа, вышли из подъезда, на улице их уже ждало такси. У них с собой было 4 чемодана, в багажник все это не поместилось, а потому один пришлось оставить.
Они заказывали фургон, а приехал обычный седан — ошибка, вероятно, спасшая жизни. Водителю категорически не разрешили прикасаться к багажу, что вызвало у него подозрения. После того, как он услышал новости из аэропорта, позвонил в полицию и дал адрес странной квартиры. А там оказалась целая лаборатория по производству бомб. 15 килограммов взрывчатки, такой же, что использовали в Париже: 150 литров ацетона, перекись водорода, детонаторы, ящик с гвоздями и оставленный бомба-чемодан.
"Мы их не знали. Это здание купил новый владелец месяц назад. Там никто не жил, недели две-три назад начался ремонт, кто-то въехал на последний этаж", — рассказывает местный житель.
В квартирах, судя по всему, действительно идет ремонт. Только на том самом пятом этаже внимание привлекает большая сумка. Неожиданно открывается дверь.
- Убери камеру!
Внутри живет семья строителей, которая и ведет отделку. Запускают внутрь только своих, наотрез отказываются общаться с прессой. Вместе с детьми уходят вглубь здания и закрывают дверь.
Эта трагедия — на всех первых полосах европейских газет. Удар в сердце Европы и самый черный день, так о терактах пишут СМИ. Фотографии предполагаемых террористов в голландской de Volkskrant, фламандцы предпочли рисунком передать горе от нанесенной раны. Le Figaro показала фотографию раненых у станции метро.