В Гааге международный трибунал сегодня вынесет приговор лидеру сербских радикалов Воиславу Шешелю. Сам политик не будет ни присутствовать в зале суда, ни даже смотреть заседание по видеосвязи.
Самый ожидаемый приговор Гаагского трибунала. Почти 12 лет предварительного заключения. Для Европы, да и для всей современной судебной системы это рекорд.
Только список обвинений составляли десять лет. Лидера сербских националистов Воислава Шешеля обвиняют в разжигании межнациональной и религиозной розни, подстрекательству к геноциду, организации депортации десятков тысяч несербов, массовых убийствах в 1991-93 годах, пытках, разрушениях сел. Прокурор требует 28 лет тюрьмы.
Вот только все доказательства засекречены. Подсудимый в 1991-93 годах никаких правительственных или военных постов не занимал. Властных полномочий у него не было. А попытки доказать причинно-следственную связь между его выступлениями на митингах и военными преступления других людей Шешель называет не иначе как абсурдом. В Гаагу бывший вице-президент Сербии, тогда профессор университета приехал сам, добровольно, еще в 2003, уверенный в своей невиновности.
Пять лет ушло на то, чтобы найти свидетелей, которые бы согласились выступить на стороне обвинения. При этом в ходе перекрестных допросов выяснилось, что 40 из 69 человек давали ложные показания. 13 прямо в зале суда признались, что выступают под давлением обвинителей.
В конце концов, свидетели стали выступать только на условиях анонимности. Показания давали в режиме видеосвязи с искажением голоса. Сам обвиняемый, доктор юридических наук, такие доказательства прокуратуры называет нагромождением глупостей. Заявляет, что свою победу в Гааге уже одержал. А свое отношение к политике и США и ЕС высказывает однозначно: "Моя борьба немного затянулась. Но я хочу сказать вам: я разрушил Гаагский трибунал. Нам нужно выбрать, куда мы пойдем – на Запад или на Восток. На Западе те, кто нас бомбил и убивал. На Востоке — те, кто нам всегда помогал и проливал свою кровь ради нашей победы".
60% всех обвиненных Гагским трибуналом — сербы и черногорцы. В тюрьме оказалось практически все военное и гражданское командование Сербии. Хорваты же составляют лишь 18% всех обвиняемых. При этом хорватские генералы получают сплошь оправдательные приговоры. Сербам же такая система, по выражению Шешеля, дает хороший шанс славно умереть в суде. Примеров тому много. Слободан Милошевич умер в камере, так и не дождавшись окончания процесса. 70-летнего лидера боснийских сербов Радована Караджича на прошлой неделе приговорили к 40 годам заключения.
Выпустить Шешеля Гаагский суд согласился лишь временно в 2014 году, когда у политика обнаружили злокачественную опухоль. Потом лечение, химиотерапия. И через год снова метастазы, уже в печени. Впрочем, сам Шешель на вопросы о своем здоровье предпочитает отшучиваться. Заявляет, что чувствует себя прекрасно. И очень хорошо сохранился, потому что много времени провел в холодных местах. На оглашении приговора суд разрешил Шешелю не присутствовать: то ли потому, что знают: политик все равно не приедет, то ли из своих собственных профессиональных интересов.
"Мне кажется, отъезд Шешеля из Гааги стал большим облегчением для судебной комиссии. Им не пришлось больше иметь с ним дело в зале суда. Ведь кто знает, что еще Шешель мог сказать, пока сидел на скамье подсудимых. Шешель уже доставил много беспокойств трибуналу. И я думаю, они хотят побыстрее уже закончить с этим делом", — полагает политолог Слободан Ступар.
Смотреть заседание суда по видеосвязи Шешель отказался. Говорит, что приговор ему не интересен, и он практически уверен, что получит 25 лет тюрьмы. При этом возвращаться в Гаагу он не собирается — по крайней мере, добровольно. Говорит, в аэропорт можете меня нести на руках. В Сербии Шешель известный политик, лидер партии. И на носу — парламентские выборы, по итогам которых партия Шешеля имеет все шансы пройти в заксобрание.