Российским паралимпийцам запретили участие в Играх в Бразилии. Выездная коллегия Спортивного арбитражного суда в Рио отклонила апелляцию России, поставив крест на надеждах 267 атлетов, которые не только тренируются, но и живут за гранью человеческих возможностей. И это притом что никто из спортсменов, упомянутых в так называемом докладе Макларена, в состав сборной не вошел. А из вошедших никто в употреблении допинга даже не подозревался. Но отстранены все.
Всё, чего российские паралимпийцы и болельщики ждали все последние месяцы, спортивный арбитраж уложил в одну страницу. Пять абзацев текста — и всё. "Просьбу пересмотреть решение по российским спортсменам отклонить". 267 спортсменов, для которых и так каждое движение, каждый день — через боль, остались и без главной мечты, без Паралимпиады.
Слезы, ужас, шок. До последних минут оставалась надежда: на спортивных базах собрались вместе, логтем к локтю. Но спортивный арбитраж публикует заявление.
"У меня каждый день боли. Такие боли, что мне обезболивающие не помогают. И я терплю. И в итоге у тебя просто отнимают всё. "Извините, вы не едете", — делится своей обидой Ирина Вертинская.
Ирина Вертинская родилась с детским церебральным параличом. Сирота. Ее нашли на улице и привели в детдом. Четыре раза усыновляли, четыре раза отказывались — слишком тяжелый диагноз. Сколько ей осталось ходить, она даже спрашивать боится — прогрессирующий артрит. Через четыре года к следующей Паралимпиаде она, возможно, уже даже из коляски подняться не сможет.
"Удар такой, что, представьте, когда человека лишают всего. Когда у него и так ничего нет, а у тебя вот последнее забрали, — поясняет член паралимпийской сборной России по легкой атлетике Ирина Вертинская. — У меня это происходит с самого детства. Меня наказывают ни за что. Всю жизнь я стараюсь с этим бороться, бороться. И здесь, под конец, когда я думала "Всё, вот моя цель", я иду к ней, осталось чуть-чуть, вот столечко".
Александр Кузюков к инвалидному креслу прикован с 18 лет. Упал на стройке, сломал позвоночник. Сначала впал в отчаяние, но ему помогли. 5 лет тренировок — и первое золото. К Олимпиаде в Рио шел как к главной мечте в жизни.
"Мы все работали. Все пыхтели, все боролись. Боролись! И какой был у всех настрой. Мы все до последнего дня верили, что мы поедем на Паралимпиаду. Это все как бы ударило, как гром с ясного неба. Думаю, что здесь люди, которые уже в своей жизни испытали много разных неприятностей. И эти неприятности нас не сломили, я так думаю. И отстранение нас от Паралимпийских игр тоже никого не сломит. Мы будем дальше бороться за свою жизнь, делать какие-то высокие результаты в спорте", — надеется член паралимпийской сборной России по фехтованию Александр Кузюков.
"Решение это, конечно, ужасное. До сих пор в голове не укладывается. Даже сложно представить это себе, что это все-таки сейчас происходит. Это та реальность, в которую я совершенно не верю", — отмечает член паралимпийской сборной России по фехтованию Юлия Ефимова.
Российская сборная с самого начала считалась главным фаворитом Паралимпиады. В большинстве видов спорта россиянам равных нет. Решение отстранить спортсменов от Олимпиады огласил британец Филип Крэйвен после того, как люди Макларена — адвоката, нанятого Всемирным антидопинговым агентством WADA, — якобы нашли какие-то бутылки с какими-то царапинами. Сам Крэйвен, впрочем, бутылки так и не видел.
"На самом деле Крэйвен защищает возможности Великобритании получить "свои" золотые медали на Паралимпийских играх. Это мое мнение. Так что тут, конечно, борьба идет за медали. Конечно, идет борьба. Всем же их хочется выиграть. Но каждый борется по-своему. У нас абсолютно ни в чем не виновные, с многократно забранными пробами на международных соревнованиях WADA, абсолютно чистые спортсмены. Ни одной за двенадцать лет не было у нас какой-то неправильной пробы или какого-либо нарушения. Поэтому наши спортсмены абсолютно чисты. И один за всех и все за одного!" – заявляет президент Федерации паралимпийского фехтования Елена Белкина.
Российские паралимпийцы говорят, что не опустят руки и будут надеяться на чудо. В самой Бразилии интерес к Паралимпиаде снижается с каждым днем.
Основная спортивная касса Рио-де-Жанейро за две недели до Паралимпиады: свободны 7 окон из 12. Интересующихся — по пальцам пересчитать. В общей сложности на данный момент продано всего 12 процентов билетов.
Раньше билеты продавали миллионами. Денег на проведение Игр и так не хватает: уже пришлось сократить число волонтеров, сэкономить на церемониях открытия и закрытия Игр, обустройстве медиацентров.
"Никогда за всю 56-летнюю историю Паралимпийских игр мы еще не сталкивались ни с чем подобным. Очевидно, что Бразилия сейчас находится в совершенно другой ситуации, если сравнивать с октябрем 2009 года, когда страна завоевала право на проведение Олимпийских и Паралимпийских игр. Из-за сложившейся экономической и политической обстановки подготовка к Играм оказалась невероятно тяжела", — констатировал президент Международного паралимпийского комитета Филип Крэйвен.
Какие убытки понесут и организаторы, и телекомпании, чей рейтинг трансляций, уже сейчас обещают, упадет, если на Игры не приедут сильнейшие в мире спортсмены из России, еще только предстоит посчитать.