Искусство маскировки с криминальным оттенком: масштабная проверка платежных терминалов показала, что далеко не все они используются по прямому назначению. Часть аппаратов мимикрировала и незаметно для надзорных органов играет роль "одноруких бандитов".
"Руки убери! Магазин закрывается!" — попасть в продуктовый магазин на улице Черняховского активистам движения "Безопасная столица" оказалось непросто. Заподозрив неладное, охранник пытается не пустить проверяющих к платежным терминалам. Точнее — к тому, что скрывают под их видом.
"Видите, какой у нас прием платежей? Старт, игра пошла. Даже деньги на счету еще остались", — говорит активист.
- Как вы объясните, что там сейчас игра идет?
- Я не знаю, без понятия.
- Вы здесь не работаете?
- Нет, — заявляет мужчина, минутой ранее пытавшийся выгнать активистов.
Игра здесь строится по принципу "одноруких бандитов". Клиент засовывает в автомат купюру и в зависимости от ее номинала получает определенное количество попыток прокрутить рулетку. В случае выигрыша, которые случаются крайне редко, деньги выдает продавец.
"Я ничего не скажу, я ничего не знаю. Я никаких выигрышей не выдаю, я просто здесь продавщица. Что за терминалы стоят — я не знаю", — утверждает продавщица.
Еще одна точка. Владимирская улица. Отдельное помещение, по размерам чуть больше лифта. Ни вывесок, ни звонка. Вход только для проверенных клиентов. Внутри — тоже три платежных терминала, модифицированных особым образом.
"Купить терминал несложно, это недорого, написать соответствующее программное обеспечение также не составляет труда. Нужно всего лишь соединение с сетью Интернет, чтобы показывать людям соответствующие картинки", — поясняет специалист по безопасности платежей и платежных приложений Евгений Бабицкий.
Охранник, он же администратор заведения, рассказывает, что работает здесь недавно. Вакансию нашел по объявлению.
- А вы вообще в курсе, что за эту деятельность предусмотрена уголовная ответственность?
- Нет, не в курсе.
- Кто вас брал на работу?
- На "Авито" нашел — как работу люди ищут! — говорит администратор.
Поиграть в этом заведении больше не получится. Игровые терминалы изымаются и будут доставлены в отдел полиции, после чего будет проведена экспертиза, по результатам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела.
С 2009 года в России игорный бизнес разрешен только в особых зонах: в Приморье, Краснодарском крае на Алтае и в Калининградской области. Но дело прибыльное — 400 тысяч рублей ежемесячно с каждого автомата. Теневые дельцы проявляют чудеса изобретательности, чтобы обойти закон. Так, владельцы клуба в Балашихе клялись, что к ним приходят исключительно профессиональные трейдеры, чтобы поиграть на бирже. Однако на финансовых аналитиков посетители клуба явно не похожи.
- Разве эти картинки — ягодки и бананы — визуально похожи на биржевую торговлю?
- Ну, там графики какие-то, я не знаю, я не электронщик, — отвечает игрок.
Ответственность за такую бизнес-схему — от 2 до 4 лет. Полиция для начала устанавливает собственника помещения и уже после пытается выйти на организаторов игорного бизнеса. Обычно в этом месте цепочка и рвется. Хозяином автоматов по бумагам числится какая-нибудь фирма-однодневка, а владелец заведения как будто не в курсе происходящего. Идеи, как бороться с такой неосведомленностью, уже есть.
"Есть концепция новой статьи, связанной с тем, чтобы наказывать не только организаторов, но и тех собственников помещений, которые неоднократно предоставляли свое помещение для организации игорного бизнеса", — подчеркивает председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.
Страсть к азартным играм все-таки будут лечить отсутствием предложения. Потому что спрос по-прежнему есть. Удивительное наблюдение: эксперты выяснили, что самыми частыми клиентами "одноруких бандитов" становятся пенсионеры. То есть теневой игорный бизнес наживается на тех, кто и так едва сводит концы с концами.