Неприемлемая провокация, так назвал обстрел гумконвоя ООН в Сирии глава российского МИДа Сергей Лавров. На заседании Совбеза ООН по Сирии на полях Генассамблеи Лавров, фактически, предложил новый антикризисный план. А госсекретарю Керри пришлось оправдываться за ту часть женевских соглашений, которые Вашингтон так и не смог выполнить.
От этого заседания Совета Безопасности еще недавно ждали судьбоносного. По ходу сессии Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке готовились принять резолюцию в поддержку российско-американских договоренностей по Сирии. Но перемирие там сорвано, а значит, участникам казавшихся успешными переговоров приходится почти все начинать сначала.
Большая встреча по Сирии — вторая на нынешней Генассамблее. Накануне заседала международная группа поддержки этой страны. Сегодня к обсуждению самой болезненной темы мировой политики присоединился и генсек ООН.
"Я рассчитываю на то, что международное сообщество окажет давление на стороны сирийского конфликта для того, чтобы они перешли к переговорам со всей должной ответственностью", — заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Ответственность за сам сирийский конфликт лежит на тех, кто поджег Ближний Восток и Северную Африку чередой смены режимов. Сирия — лишь одна из стран, где экспериментировали инженеры от геополитики. Наша страна, подчеркнул Сергей Лавров, всегда выступала за политический диалог. Выстроить его на обвинениях невозможно. Но именно этим занимаются те, кто еще до всякого расследования возложил ответственность за гибель гуманитарного конвоя ООН на российские ВКС, несмотря на объективные данные.
"Многое говорит о том, что это мог быть ракетный или артиллерийский обстрел. Сначала так и сообщалось, потом стали говорить о вертолетах, самолетах. Поэтому, наверное, нужно воздерживаться от эмоциональных инстинктов – сразу бежать к микрофону и что-то комментировать, а все-таки провести расследование", — предложил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
К микрофонам в Совбезе бегала Саманта Пауэр. В минувшее воскресенье, 18 сентября, когда Россия собрала экстренное заседание после атаки самолетов коалиции на правительственные силы у Дейр-Эс-Зора. Даже если согласится с Пентагоном и Госдепом (там уверяют, что удар — ошибка) причин для нее более чем достаточно. В том числе — несоблюдение оппонентами Башара Асада режима прекращения боевых действий. До конца не ясно и то, из кого вообще список этих оппонентов состоит. А ведь в договоренностях, которые США отказываются обнародовать, как раз и указано, что оппозиция обязана отмежеваться от террористов.
"Я упоминал о том списке, который нам передали американские партнеры. Это порядка 150 организаций, которые были поименованы как участники режима прекращения боевых действий. Но более 20 этих группировок уже давно и официально, сразу после 12 сентября, заявили, что не будут выполнять соответствующие договоренности", — акцентировал в Совбезе ООН Сергей Лавров.
Признают это и в США. Глава американского Госдепа Джон Керри рассказал, что террористов из той же "Джабхат ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" в Вашингтоне долго принимали за тех, с кем можно вести дела.
"Долгое время некоторые члены оппозиции были в союзе с "Ан-Нусрой". "Ан-Нусра" – это "Аль-Каид (запрещена в РФ)а". Это бренд "Аль-Каиды" в Сирии. И мы не можем смотреть на это иным образом. Если некоторые группы сражаются на стороне "Ан-Нусры", это момент истины для международного сообщества", — наконец-то определился государственный секретарь США Джон Керри.
В тот момент, когда говорил Керри, в зале возник Петр Порошенко, который, скорее всего, чтобы специально не слушать Сергея Лаврова, недипломатично пренебрег даже выступлением Пан Ги Муна. Когда украинскому президенту дали слово, в тему сирийского Совбеза он неуклюже стал упаковывать собственную.
"Бездействие Совета Безопасности в ответ на акт вооруженной агрессии России против Украины и оккупации Крыма позволили Москве использовать полуостров, как военный форпост на линии действий в Сирии", — попытался упрекнуть Москву в участии в антитеррористической кампании России в Сирии президент Украины Петр Порошенко.
Возникая то тут, то там, вояж в Нью-Йорк Порошенко пытается использовать с максимальной пользой. Просит денег. Вице-президент Джо Байден пообещал, но пока не дал миллиард долларов. Побеседовать согласилась Хиллари Клинтон. Итог: пара фотографий. Не ответил только Дональд Трамп. Запрос на встречу с миллиардером украинским у миллиардера американского проигнорировали.