Многие журналисты общались с президентом далеко не в первый раз. И поэтому имели возможность сравнить нынешнюю пресс-конференцию с предыдущими, и далеко не только с точки зрения продолжительности. Своими впечатлениями непосредственные участники встречи поделились с "Вестями".
Тысячи сообщений на лентах информагентств, сотни статей и репортажей. После завершения пресс-конференция кипит работа. Коллеги передают материалы, а в кулуарах бурлит обсуждение ответов президента.
1437 журналистов — рекордное число — готовили не просто вопросы: почти у каждого в руках — плакаты, таблички. И если в первые годы их делали — что называется – на коленке, то теперь — и дизайн, и полиграфия на уровне. Многие приехали в Москву в национальной одежде — так легче привлечь внимание.
Журналист чеченского телевидения, рядом — коллеги из Татарстана, корреспондент курдского телеканала. "Национальная одежда на курдском называется джиликурды, джиль", — поясняет журналист.
В национальном крымско-татарском костюме приехал в Москву и тележурналист Асан Абибулаев. Свой вопрос задать не успел, но все равно есть, о чем делать материал. Много новостей касается именно Крыма.
Первый вопрос традиционно — от журналистов Кремлевского пула, тех, кто неотступно следует за президентом. Эти акулы пера помнят едва ли не каждую пресс-конференцию главы государства и могут со знанием дела утверждать, чем одна отличается от другой.
"Отличалась внутренним и внешним состоянием президента, на этот раз он спокойнее", — считает журналист из "Коммерсанта" Андрей Колесников.
"Меньше гораздо было зарубежных корреспондентов", — добавляет журналист "Комсомольской правды" Александр Гамов.
В отличие от президента у журналистов порой сдавали нервы. Многие были готовы на все, чтобы задать вопрос. В зале — корреспонденты ведущих зарубежных медиа. Журналист из Германии задает вопрос на своем родном языке. В какой-то момент и глава государства переходит на немецкий.
Среди наиболее резонансных и обсуждаемых тем — взаимоотношения с Турцией с учетом недавней трагедии. "Турция понимает, что Россия борется с терроризмом, мы понимаем это и ценим", — говорит турецкий репортер.
Но большая часть вопросов — от региональных журналистов. Им президент часто сам давал слово, обратив внимание на плакаты. Например, в вопросе "Вологодских оптимистов" — надежда на развитие импортозамещения.
Некоторые региональные журналисты после диалога с главой государства становились людьми, известными на всю страну. Например, Владимир Маматов из Кирова. В прошлый раз он задал вопрос Владимиру Путину про вятский квас. Теперь Маматов рассказывает президенту о куда более амбициозных планах — создании в области своего собственного ВДНХ.
Чем дольше продолжалось общение Путина и прессы, тем шире становился круг вопросов. 3 часа 50 минут. 67 вопросов от 48 журналистов. Теперь репортажи с пресс-конференции — и в ведущих мировых медиа, и по всей стране.