Личным горем для тысяч людей стала гибель в авиакатастрофе доктора Лизы, Елизаветы Глинки. На её счету сотни спасённых жизней. Она вывозила из-под огня украинской армии раненых и тяжелобольных детей Донбасса. Она помогала неизлечимым пациентам в хосписах, кормила и лечила бездомных, собирала средства для пострадавших от пожаров и наводнений. В Сирию глава фонда "Справедливая помощь" летела с гуманитарным грузом и медикаментами для госпиталя в Латакии.
Двери ее фонда всегда были открыты. Как сердце — распахнуто настежь. Сегодня у порога свечи и цветы. На вопрос, если бы вы были цветком, то каким, доктор Лиза однажды ответила — лавандой. Скромный, неприхотливый, с неизъяснимо притягательным ароматом. Аура живительной силы у неё была практически зримой. Детей ведь не обманешь, а они успокаивались у неё на руках.
"Я всегда знала — не то, что хотела, а знала, что буду доктором".
Елизавета Глинка по образованию врач-реаниматолог. Но стоит ли объяснять, что доктор Лиза, которым она стала — это куда шире, чем про профессию. Счет спасенным жизням — на тысячи. Только в Морозовской детской больнице приняли пятьсот Лизиных детей.
"Чтобы она кому-то отказала, кого-то забыла или кто-то выпал из ее поля зрения — такого не было никогда. Более того, когда дети находились в нашем стационаре, она решала все их вопросы. Бытовые, социальные, с документами, то есть она была как ангел-хранитель для этих людей", — вспоминает Игорь Колтунов, главный врач Морозовской детской городской клинической больницы.
Её называют "наша Лиза" — даже самые маленькие герои её спасательных и спасительных операций. Только из Донецка она вывезла на лечение в Россию сотни детей. Вика после возвращения из Москвы уже бегает по больничному коридору — не догонишь. Сын Юли ещё в гипсе, но идет на поправку — силами доктора Лизы им помогли в Петербурге.
"Она помогла моей внучке, отправив ее в Москву на лечение. Она была очень отзывчивым человеком, от всей души старалась помочь людям, которые попали в беду", — говорит Татьяна Трифонова, медсестра.
Справедливая помощь — это помощь тем, кто в ней нуждается, считала доктор Лиза. Изначально это был фонд помощи неонкологическим больным. Затем под его опеку попали бездомные, инвалиды, одинокие старики. Пострадавшие от лесных пожаров в Москве в 2010-м, от наводнения в Крымске в 2012-м. В ней нуждались все.
"Все всегда говорили "маленькая доктор Лиза". Она действительно маленькая, такая хрупкая, тонкие ручки и ножки, глазищи, как у Бэмби огромные. Но это человек железной воли", — рассказала Анна Федермессер, учредитель и президент благотворительного фонда помощи хосписам "Вера".
В этой бесконечной вселенной бескорыстной помощи она была самой яркой кометой, постоянно готовой лететь куда угодно. Невероятной силы притяжения — она не просто собирала вокруг себя неравнодушных, она умела сделать человека неравнодушным. И не понимала, как можно детей делить на своих и чужих. Для неё чужих не было.
"Какая мне разница, из какой страны ребенок и почему он пострадал? Мы завели вот эту прекрасную традицию в ужасных условиях — среди смерти построить остров жизни, остров надежды — удалось все-таки построить гуманитарный коридор для тяжелораненых и больных детей", — сказала она в ноябре 2016 года.
В этом интервью всего месяц назад доктор Лиза говорила про госпиталь в Латакии, где уже была в сентябре. Про отделение для новорожденных, где даже на войне — жизнь, и выхаживают крох весом 400 граммов. Трудности, с которыми она привыкла справляться — выбывшая из строя аппаратура, нет рентгеновской пленки и медикаментов. Их уже купили, говорила Глинка, как раз ждем борт. Она, как всегда, полетела сама. Неутомимая и бесстрашная.
Как-то ее спросили, почему она не боится смерти? На это Елизавета Глинка ответила так: "Смерти я боюсь, как и все, потому что я не знаю, что там. У меня есть ощущение, как у человека религиозного, что там должно быть лучше".
Будут жить спасённые дети. Будет больница имени Елизаветы Глинки в Грозном и одно из медучреждений Минообороны. Доктор Лиза всю жизнь боролась со смертью, ровно шесть лет назад забравшей у неё и любимую подругу. Вере — посвящён пост в Facebook (запрещена в РФ), ставший последним.
"Я жду и верю, что война закончится, что все мы перестанем делать и писать друг другу напрасные, злые слова. И не будет раненых и голодных детей. До встречи, Вера!"