20 марта юбилей у Ирины Антоновой. Одному из самых уважаемых в музейном мире деятелей исполнилось 95 лет. Более полувека она возглавляла Музей изобразительных искусств имени Пушкина, сейчас является его президентом.
Всегда собранная, в костюме английского покроя, обаятельная в своей строгости, завораживающе красноречивая. Ирина Антонова в свои 95 остается иконой стиля и примером для подражания. Все самые влиятельные арт-менеджеры России — ее ученики.
"Ирина Александровна всегда за временем не просто успевала, она его опережала! Это удивительная способность, потому что многие имеют свойство в своем времени застревать. Вот, наверное, этому она меня научила. А еще она меня научила ходить на высоких каблуках! Потому что это позволяет держать спину, это очень правильно", — говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Ею восхищались Марк Шагал и Святослав Рихтер. Франко Дзеффирелли предлагал выйти за него замуж, а Джереми Айронс катал на мотоцикле. Доктор искусствоведения, академик, одна из четырех женщин России – полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством", она 72 года работает в Музее имени Пушкина. Пришла в 1945-м, послужив в госпитале медсестрой. Помнит, как за месяц до Победы очищала шедевры от снега – стеклянную крышу музея разрушило бомбежкой. Потом помогала разместить "Сикстинскую мадонну" – картину Рафаэля из Дрезденской галереи фашисты спрятали в заброшенной шахте, ее спасли советские солдаты, а музейные работники отреставрировали. В 1961-м старшему научному сотруднику Ирине Антоновой предложили стать директором. Ей было всего 39, но коллектив не сомневался – она самый достойный кандидат.
Она умелый популяризатор, у нее всегда все очень доступно, аргументированно, она очень интересно рассказывает", — говорит заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Автономова и показывает редчайшие экспонаты.
Это стало традицией Пушкинского эпохи Антоновой. Собственное собрание музея не так богато, как коллекция Эрмитажа или Третьяковской галереи. ГМИИ прославился на весь мир именно благодаря громким выставкам. 1974 год – визит "Джоконды" Леонардо да Винчи. Чтобы привезти ее, понадобилось оплатить многомилионную страховку, и советское руководство пошло на это, благодаря настойчивости Ирины Александровны. В итоге люди ночами стояли в очереди на Волхонке, чтобы ровно 15 секунд созерцать улыбку Моны Лизы.
"Благодаря таким директорам, таким людям, как Ирина Александровна, и мы можем делать что-то, и к нам появляется доверие – к Русскому музею. Я благодарен ей за хорошую школу!" — признается генеральный директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
В юности Ирина Александровна мечтала стать цирковой наездницей. Говорит: нравится работа на пределе возможностей. Этого принципа придерживалась и в руководстве музеем. Делала то, на что другие не решались. В застойном 1981 году первой показала советским гражданам полотна буржуазных художников — Леже и Матисса. И запрещенных Малевича, Филонова, Кандинского на выставке "Париж-Москва".
"Это, в общем, мужественный поступок мужественного человека. Потому что, когда существуют в обществе идеологические препоны, идеологические границы, очень трудно их разрушать. И самое главное, за этим стояло одно – любовь к тем памятникам, уважение к памятникам и понимание роли и значения тех памятников в истории культуры и искусства", — считает декан Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Тучков.
Только благодаря авторитету Ирины Антоновой в Москве впервые смогли оказаться шедевры Тициана и Караваджо. А еще "Олимпия" Эдуарда Манэ, которую показывали в ГМИИ год назад. Музей Орсэ она покинула впервые за 150 лет.
"Когда директор парижского музея Орсэ принимал госпожу Антонову, он публично сказал ей: "Я восхищаюсь вами, я дам вам любую картину, какую ни попросите!" Она сказала: "Хорошо. Тогда дайте нам "Олимпию" Эдуарда Мане". Тому пришлось сказать: "Хорошо. Но я спрошу у президента Французской республики". Как вы знаете, он разрешил", — рассказывает профессор Парижского университета Сорбонна (Франция) Франсуа Сен-Шерон.
Но не только громкие выставки – Ирина Антонова заслужила благодарность и малыми делами». В 70-е свой резолюцией фактически спасла архив мецената Сергея Щукина – после смерти его племянницы бесценные письма и фотографии собирались сдать на макулатуру.
"Эта резолюция гласит: "Очень важная и нужна для музея работа". Архив был куплен, и мы гордимся этой коллекцией", — говорит старший научный сотрудник отдела рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина Наталья Александрова.
Спустя 52 года, она уступила должность директора Марине Лошак – преемницу выбирала лично. Но и сейчас без одобрения Ирины Антоновой в ГМИИ не решаются даже стены красить.
Свой юбилей теперь уже президент Музея имени Пушкина хочет встретить, как и положено ученому, научной конференцией.