В государственном реестре гражданской авиации, по нашей информации, зарегистрировано 84 самолета L-410. Из них летает всего 40. Упавший сегодня самолет выпущен в декабре 2015 года. За штурвалом был опытный пилот. Никаких сигналов о неполадках на борту не было.
За бортом минус 20 с лишним градусов. Погода, как рассказывают очевидцы, ясная. За штурвалом пилот, который налетал больше 17 тысяч часов.
Мы передали эти данные эксперту в области авиации, пилоту, человеку который знает о самолёте L-410 не понаслышке. Главный вопрос: учитывая такие условия, насколько сложно управлять этой машиной? Не выдвигая предположений, обсуждали возможные трудности для небольших самолетов.
"Погодные условия в момент выполнения полета могут измениться. Причем измениться несогласно прогнозу. Бывает такое явление, как сдвиг ветра. Что это такое? Это изменения скорости направления ветра по высотам. Допустим, у него была высота где-то меньше 60 метров. Даже около 30. Допустим выше 30 была одна скорость ветра, а ниже другая скорость и направление ветра", — рассуждает Кирилл Кондратенко, пилот гражданской авиации.
Сегодня в России на учете в госреестре гражданской авиации стоит 84 таких самолета. Летает всего 40. Так или иначе, в авиационных кругах с L-410 хорошо знакомы. В курсе не только преимуществ, но и недостатков. С 1991 года с L-410 произошло 11 авиакатастроф. Мировая статистика шире — с 1975 года больше 80 самых разных инцидентов. При этом L-410 считается безопасней своего российского аналога Ан-2.
"Ан-2 во-первых одномоторный, во-вторых уровень комфорта, при всем уважении, не может соответствовать современному. Самолету недавно исполнилось 70 лет. Он одномоторный, а L-410 двухмоторный, что естественно в случае отказа двигателя, значительно повышает безопасность полета. Позволяя L-410 ему с 1 двигателем закончить полет", — рассказал Илья Вайсберг, главный редактор авиационно-космического журнала "АвиаСоюз".
Разбившийся самолёт вышел из цеха сборки еще в конце 2015 года. Произвела его чешская компания Aircraft Industries, для которой тот год был непростым с точки зрения финансов. Убыток составлял на наши деньги — 124 миллиона рублей. Авиастроитель даже находился под угрозой банкротства.
В 2016 году российский заказ оживил и, по сути, спас Aircraft Industries. 4 самолёта отправились на "Уральский завод гражданской авиации" — там проходит российская сборка L-410. Еще 3 в Оренбург. По одному в авиакомпанию "Уктус" и в "Хабаровские авиалинии". Последний как раз и потерпел крушение.
Чешская машина задумывалась как универсальный летательный аппарат, готовый эксплуатироваться на самых разных неподготовленных площадках. Начиная от грунтовых покрытий и заканчивая снежными. L-410 может работать в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами.
"В России, как мы понимаем, есть очень удаленные районы, деревни, до которых добраться можно только на таких самолетах. Поэтому эксплуатация с конца 60-70 оправдала этот самолет. Он перевозит порядка 19 пассажиров. Может брать груз в 1,8 тонну", — сообщил Михаил Агафонов, заместитель председателя фонда "Легенды авиации".
Эксперты сходятся во мнении — аппарат надежный. Как доказательство — эту машину охотно используют и в гражданской и в военной авиации. Зачастую даже в училищах — на них тренируются будущие пилоты военно-транспортной и дальней авиации.